Хотелось бы по подробней остановится на так называемом "электронным взятием точки" или точнее "взятие виртуальной точки".
С фотоконтролем все понятно, организаторы на местности поставили точку и с помощью прибора фирмы "Гармин" определили и зафиксировали координаты, далее организаторы выдают участникам соревнования на бумажном носителе цифровые значения этих координат. Участники с помощью своих навигационных систем отыскивают точку на местности и с помощью фотоностиеля подтверждают факт отыскания этой точки. В данном случае благодаря фирме Гармин, разброс показаний разных приборов достаточно невелик и спортсмены с точностью 5-10 метров могут выйти на точку. В виду того, что точка обозначена физически на местности, даже если погрешнось выхода на точку составит 25-30 метров, то участники довольно быстро могут устранить это несоответсвие визуальным отысканием этой точки. Т.е. если даже участники соревнования будут применять систему навигации отличную от системы Гармин, они достаточно быстро справятся со своим заданием.
Особенности взятия "виртуальной точки" в том, что физически ее нет на местности и она никак там не обозначена. Участникам соревнования, необходимо сблизится с центром виртуальной точки, на расстояние меньше, чем это определено в дорожной книге, координаты этой точки они получают от организаторов на бумажном носителе. Т.е. по мимо координат GPS, вводится еще понятие виртуального кольца вокруг точки, т.е. это окружность вокруг точки, определенного радиуса. Так вот взятием точки называется, то состояние кода вы пересечете границы этой окружности в направлении центра окружности. Иными словами сблизитесь с центром окружности на определенное расстояние.
Попробуем рассмотреть вопрос взятия такой точки с двух сторон, с юридической стороны и с практической, как это можно реализовать на практике.
Юридическая сторона вопроса.
Основным и главным документом гонки - это регламент, если его нет то пользуемся документом Правила Проведения Трофи-рейдов РАФ (ППТР РАФ). Для примера воспользуемся регламентом Чемпионата Краснодарского края по трофи- рейдам 2021 https://disk.4x4krasnodar.ru/index.php/
bLfm5JZTtc
Читаем пункт 6.6.
6.6. ПРОЦЕДУРА ВЗЯТИЯ НЕ СУДЕЙСКОГО КП (ТРЕК)
6.6.1. Взятие несудейских КП засчитывается по данным (трекам) контрольных приборов. КП считается взятым, если на любом из контрольных приборов экипажа присутствует трек, проходящий через зону действия КП. Зона действия КП – окружность установленного ДК радиуса, центром которой являются координаты КП.
6.6.2. В случае отсутствия данных (треков) в контрольных приборах по любой причине, данные
КП считаются не взятыми.
т.е. фактом взятия виртуального КП является факт прохождения трека, который пишет контрольный прибор, через зону действия КП. Т.е. для определения факта взятия КП организаторы должны произвести измерение расстояния между "центром" КП и фактическим нахождением трека. Таким образом наш контрольный прибор уже выполняет функции измерительного прибора, так как с помощью него производится измерение расстояния. Фактически прибор Гармин становится Измерительным Прибором, а не контрольным. А к измерительным приборам применяются такие понятия как точность, аттестация, регулярные поверки, т.е. весь комплекс мер, определенный законодательством. Так что любой грамотный юрист, при желании, сможет легко аннулировать результаты такой гонки, так как метрологического обоснования проведения таких измерений у организаторов гонки скорее всего НЕТ.
P.S. При фотоконтроле такой ситуации не возникает, так как участники с помощью контрольного прибора выходят в зону нахождения точки и физически (визуально) находят точку, при этом трек в приборе является контрольным и в процессе взятия точки участия не принимает.
Теперь рассмотрим сам процесс - манипуляции, которые должен проделать гонщик, чтобы гарантированно получить результат. Юридически на гонку участник получает Дорожную книгу в виде GPS координат точек и организаторский
прибор гармин, который пломбируется к машине и выполняет функции контрольно-измерительного прибора (КИП).
Далее возможны несколько вариантов:
1. участник на основании дорожной книги, может ввести координаты точек в свою навигационную систему и выполнять с ее помощью задание организаторов по сближению на определенное расстояние с координатами вертуальных точек. В виду того, что на местности точки никак не обозначены, то существует риск, что при определенных погрешностях систем навигаций участника и организатора, задание на гонку может быть не выполнено и участник это узнает только после окончания гонки.
2. Организаторы понимая, что такой вариант возможен, то участникам на брифинге в устной форме, предлагают или самостоятельно или они сами внесут координаты точек в прибор организаторов. Так же участникам предлагается настроить их прибор на зону сближения с точкой и сигналом оповещать входа в эту зону. Проще говоря, как только прибор "пропищал" значит точка взята. Такие действия со стороны организаторов гарантируют участникам взятие точки. Единственно при этом, все неправильные (ошибочные) действия участников с прибором - это уже проблемы участников, при этом проиграть гонку можно еще даже не выйдя на старт.
3. В виду маленького экрана организаторского прибора (практически там ничего не видно) и невозможности залить туда карту местности, организаторы предлагают использовать организаторский прибор в качестве антенного модуля, для системы навигации участника. Что позволит участникам видеть на своей системе навигации непосредственно тот трек, который записывается в контрольно-измерительный прибор организаторов. При этом участники могут сохранять у себя этот трек, как контрольный, при оспаривании результатов гонки.
Организаторы вне времени проведения гонки, систематически проводят занятия по обучению своих потенциальных участников, правильному применению всех доступных навигационных систем. Поэтому, кто это все освоил, тот имеет хорошие шансы на победу, кто не освоил у того шансы на победу могут стремится к нулю. Так что, те гонщики которые хотят победить в электронной гонке должны иметь не только базовые знания по применению и эксплуатации навигационных систем.
Так электронная гонка выглядит со сторону участников. Со стороны организаторов, естественно ставить "электронные" точки проще, можно вообще не выезжать на местность, а задать координаты такой точки используя трек, записанный ранее. Есть аргумент, что при взятии электронной точки экипаж не отвлекается на взятие самой точки, а "дубасит" по трассе на полной скорости. Но хочется заметить, что тогда такое соревнование становится более похожим на дисциплину ралли-рейд. Как раз физическое взятие точки (фотоконтроль) в труднодоступном месте, позволяет экипажу показать свое мастерство и слаженность работы экипажа. А организаторы имеют возможность усложнить или упростить трассу для участников, путем установки проходных или сложных для взятия точек.
P.S. Я думаю по этому РАФ этапы Чемпионата и Кубка России проводят именно с применением фотоконтроля.
Novice пишет: Например, в гонке по легенде, задача на гонку проехать маршрут и привезти фото, а в соревновании с контролем прохождения по GPS, проехать маршрут и проконтролировать, чтобы электронный прибор тоже проехал там, где надо. И все. просто другой формат, не лучше, не хуже, другой.
Вот здесь я могу полностью согласится с Михаилом - "электронная гонка" это другой формат, с применением других средств контроля прохождения трассы.
Выскажу свое сугубо личное мнение - чем больше в гонке применяется электронных систем, тем больше появляется возможностей влиять на результаты гонки, так называемыми продвинутым пользователям этих систем. Не знаю знаком ли ты с таким лайфаком, но мне о нем еще более десяти лет назад рассказывали "продвинутые" джиперы средней полосы. Дело в том, что в приборе гармин, при обработке результатов измерения применяется метод усреднения результатов. Это позволяет увеличить точность и стабильность определения координат, что положительно сказывается на потребительских свойствах прибора. Но при этом быстродействие прибора снижается. Используя эту особенность прибора, и зная что искомая точка поставлена например в труднопроходимой луже. Можно предварительно разогнавшись по сухому, резко затормозить перед лужей, а прибор при этом запишет окончание трека дальше, чем реально ты находишься. И чем большую скорости ты наберешь перед торможением, тем дальше ты получишь отметку на треке прибора. Прибор "пропищит", точка взята, а ты в лужу и не заезжал.