Тема: Преимущества и недостатки "электронных" гонок в трофи
Эта тема выделена http://forum.skif4x4.ru/viewtopic.php?p 71#p959671 чтобы в ней не флудить и не мешать автору размещать там, нужную ему информацию. Кому интересно подключайтесь к обсуждению.
Андрей, если несложно выделите. Затронутый вопрос оказался актуален в век высоких технологий .
В качестве вступления хотел напомнить, как в нашем крае проходили видоизменения форматов гонок.
1. Линейная гонка по бумажной легенде с контролем прохождения точек при помощи компостеров или судей. Да вы не ослышались, к дереву прибивался троллейбусный или автобусный компостер, при помощи которого на листке бумаги (легенде) пробивались отверстия определенной конфигурации, что свидетельствовало о прохождении контрольной точки.
2. Фотоконтроль прохождения трассы. Когда стали появляться компактные цифровые фотоаппараты, то организаторы стали ставить контрольные точки, в виде отметин краской или при помощи табличек на дереве или других объектах ландшафта. Отметки обычно представляли из себя цифры, а участник должен был сфотографировать эту отметку (точку) таким образом, чтобы на одном кадре была видна точка, машина и сам гонщик. После этого появилось понятие "компоновка" фотокадра. На финише участники сдавали судьям фотографии в определенном порядке, тем самым подтверждали, что они правильно прошли всю трассу.
В таком формате проходил Открытый чемпионат Краснодарского края (ОЧКК) по трофи.
3. С появление компактных GPS (в дальнейшем и ГЛОНАСС) приемников стало возможным проводить в трофи ориентирование на местности, так называемое свободное "GPS-ориентирование". Организаторы на определенной пересеченной местности расставляли точки и фиксировали GPS координаты каждой такой точки. На местности точки представляли из себя таблички, или краской нанесенные номера, на местности, для дальнейшего фотоконтроля. Суть гонки заключалась в том, что участникам выдавался список координат точек (дорожная книга), в которой было так же прописана бальность (сложность) точек. Участники гонки должны были сами определять последовательность взятия точек в зависимости от выбранной стратегии. Победителем становился экипаж, который набирал большее количество баллов, за меньшее время.
В таком формате в крае на сегодня проводятся такие соревнования Абинским Внедорожным Клубом "Леший" - Шапсугские Дебри, http://forum.skif4x4.ru/viewtopic.php?p
71#p959671 так же гонки в таком формате были очень популярны и проводились в рамках "Кубка СКИФ 4х4".
4. В дальнейшем если с помощью дорожной книги задать строгую последовательность взятия точек, то можно организовать линейную гонку по точкам GPS, контроль прохождения трассы контролируется при помощи судей или фотоконтроля. По такому формату проводились соревнования в средней полосе России, где спортсмены двигались от точки к точке по кратчайшему расстоянию (азимуту). В горной, лесистой местности оказалось не все так однозначно, как это было например на болоте. В горах, тот кто передвигается по дорогам, будет иметь явное преимущество перед теми кто пытается ехать по азимуту, поэтому для уравнивания шансов на победу перед "местными", знающих эти дороги, применялась практика выдачи участникам электронного трека - трассы гонки. Все участники ехали на время по трассе гонки, контролируя ее прохождения с помощью приборов навигации, на основе GPS приемника. Также осуществлялся, со стороны организаторов, фотоконтроль. По такому формату и формату п.3, проводились отборочные этапы Кубка РАФ Южного региона, проводимые клубом СКИФ 4х4. На сегодня в крае по такому формату проводится трофи рейд "Маратуки" в Апшеронском районе.
5. Дальнейшим развитием электронных гонок стало замена фотоконтроля - так называемым "электронным взятием точки". Впервые эта идея была реализована на знаменитом трофи-приключении "Ладога". Идея состоит в том, что на местности такая точка никак не обозначена, но имеются GPS координаты этой точки как у организаторов, так и у участников гонки. Как только участник сближается с этой виртуальной точкой на расстояние, которое регламентирует организатор, то прибор организаторов, который привязывается к машине участника и опломбируется, издает сигнал, который означает, что точка взята. Перед гонкой такими приборами оснащаются все участники гонки. После окончания гонки или спецучастка (СУ), организаторы забирают контрольные приборы и "сливают" из них контрольный трек, откуда они узнают правильно ли участник прошел трассу и как близко он сблизился с контрольной точкой. По такому принципу взятия точек сейчас в крае проводятся соревнования Чемпионата и Кубка Краснодарского края. https://4x4krasnodar.ru/page/official-2021/
Кстати хочется отметить, что на сегодня этапы Чемпионата России по трофи-рейдам, проводимые Российской Автомобильной Федерацией (РАФ), проводятся с применением фотоконтроля.
6. Последующей модификацией проведения гонок можно считать:
- перед гонкой участникам предоставляется "сетка дорог", в виде электронных треков и свободного выбора ими маршрута движения, с обязательной последовательностью взятия контрольных точек,
- во время гонки можно тренироваться на скорость прохождения трассы, т.е. засчитывается лучший результат, при нескольких попытках прохождения трассы.
Данное нововедение применяется на соревновании "Honduras Trophy", проводимое в Краснодарском крае, хотя это относится к принципам проведения гонки, а не к способам электронного контроля, выполнения задания участниками гонки.