В связи с принятием и вступлением в силу решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (далее – ТР ТС 018/2011) на территории РФ сложилась спорная ситуация, результатом которой являются: неоднозначное понимание гражданами РФ, владеющими траспортными средствами с измененной конструкцией (установлено ГБО, сертифицированные бампера, багажники и т.д.) процедуры оформления таких изменений и, как следствие, - принятие административных мер сотрудниками ГИБДД в отношении указанных автовладельцев.
Необходимо отметить, что ТР ТС 018/2011 является базовым нормативным документом в данной сфере правоотношений. В его развитие и согласно пункта 78 внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая проверка выполнения требований ТР ТС 018/2011 осуществляются по разрешению и под контролем подразделения органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, установленном нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза. То есть, на территории РФ соответствующий уполномоченный орган в сфере безопасности дорожного движения был обязан принять соответствующий нормативный правовой документ, а именно административный регламент по предоставлению государственной услуги по вопросу внесения изменений в конструкцию транспортного средства. Однако до настоящего момента такого административного регламента на территории РФ (государства – члена Таможенного союза) не принято. Принятие такого регламента обусловлено не только вышеуказанным требованием ТР ТС 018/2011, но и существующей политикой государства в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках действия Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ). Данный федеральный закон направлен, в первую очередь, на то, что у заявителя в случае обращения за предоставлением государственной услуги не должно оставаться никаких вопросов к процедуре, а именно, в какой орган он должен обращаться, какие документы предоставлять помимо заявления, в какие сроки предоставляется такая услуга, какие сторонние организации участвуют в предоставлении услуги (их местонахождение, часы работы), основания для отказа в предоставлении услуги и приеме документов, возможность досудебного обжалования действий (бездействия) органа (должностного лица), предоставляющего услугу и т.д.
В настоящее время процедура внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства, в случае внесения изменений в конструкцию транспортного средства, осуществляется органами ГИБДД согласно положений Приказа МВД России от 07.08.2013 N 605 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним" (далее – Регламент). Необходимо отметить, что предметом данного Регламент является предоставление государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним. Вместе с тем, согласно пункту 9 Регламента одним из результатов предоставления государственной услуги является изменение регистрационных данных или отказ в изменении регистрационных данных.
При детальном изучении в целом Регламента и с учетом положений пунктов 55 – 59.3 Регламента усматривается, что изменение регистрационных данных транспортного средства, связанное с внесением изменений в конструкцию зарегистрированного транспортного средства, производится на основании свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности. Возникает закономерный вопрос – где обязан заявитель получить указанное «свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности», в каком порядке и при предоставлении каких документов? Регламентом данных положений не предусмотрено, однако в силу положений статьи 14 Федерального закона № 210-ФЗ, раздел Регламента, утверждающий «Стандарт предоставления государственной услуги», должен содержать все требования к структуре указанного раздела административного регламента. Вместе с тем процедурные нюансы в случае изменения регистрационных данных Регламентом не предусмотрены. Что, в свою очередь, дает основания применять положения Регламента не в рамках действующего законодательства, а неоднозначно и на усмотрение того или иного уполномоченного органа субъекта РФ в области безопасности дорожного движения.
Так, например, органами ГИБДД допускается неоднозначное толкование пункта 77 ТР ТС 018/2011, согласно которому транспортные средства не подлежат проверке в случае, если на транспортное средство установлен компонент предназначенных для этого транспортного средства и прошедший оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов.
Необходимо отметить, что согласно Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" «сертификат соответствия – это документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров». Например, объектом выступает сертифицированный бампер «РИФ», установленный согласно инструкции по установке, на УАЗ «Хантер». В сертификате к бамперу указано не конкретное транспортное средство, принадлежащее физическом или юридическом лицу, а марка транспортного средства, в составе которого данный объект прошел проверку всех требований технических регламентов и т.п. Таким образом, можно сделать вывод, что в случае, если объект прошел сертификацию и установлен в соответствии с инструкцией по установке, то данные объект подпадает по действие пункта 77 ТР ТС 018/2011. Однако сложилась практика проверки органами ГИБДД и таких сертифицированных продуктов.