Я вот тоже слежу за ДАКом, довольно давно..
Понимаю логику работы ДАКа так:
Когда одно колесо вывешенно:
Шнеки колеса стоящего на земле начинают толкать(под воздействием вращения корпуса) шарики по каналам.
Шарики же в свою очередь упираются в шнек вывешенного колеса, но:
толи изза больших потерь на трение в каналах
толи изза угла нарезки(угла атаки) шнеков
или по совокупности причин,
но, шарики стремящиеся перемещаться вдоль оси шнеков не в состоянии вызвать вращение шнека полуоси вывешенного колеса... и вся эта кинематическая система заклинивается..
И тут крутящий момент уходит в единственно возможное место, на колесо которое стоит на земле, заставляя его крутится даже на асфальте (езда на одной полуоси)
Промежуточная мысль
Давайте представим себе мост с ДАКом. (просто гипотетически)
Где на фланец хвостовика(читай корпус ДАКа) будет подаваться некоторый крутящий момент.
Скажем левая полуось которого будет намертво застопорена, а правая будет полностью свободна.
Что произойдет в этом случае? В этом случае произойдет именно то что описано выше,
кинематическая цепочка застопорится.. и все.. (напомню что идея в том что шарики в каналах движущиеся от ведущего шнека, не в состоянии стронуть ведомый шнек)
А вот что произойдет если мы возьмем и ручками повернем правую полуось(те подадим угловую скорость снаружи)? Ее шнек провернется и позволит шарикам пройти через него. Тем самым система сдвинется с мертвой точки и кинематическая цепочка снова заработает, до того момента пока мы не перестанем вращать правую полуось снаружи.
Самый близкий аналог этого эффекта происходит в резьбовом соединении (например гайка-болт).
Очень сложно заставить вращаться болт прикладывая поступательное усилие к гайке вдоль оси болта. Это в некотором смысле механический диод.
поскольку угол атаки резьбы и сила трения не позволят этого сделать (кинематическая цепочка заблокирована).
Но если при этом начать вращать болт то кинематическая цепочка начнет работать, и болт позволит гайке двигаться вдоль его оси. Но при этом он от гайки так и не получит хоть сколько нибуть значимого крутящего момента.
С другой стороны происходит все наоборот, вращая болт можно легко вызвать движение гайки вдоль оси болта.
Шарики - это бесконечная резьба в гайке
Шнеки - это бесконечная резьба на болту.
Как мне видится происходит дифференцирование при езде на асфальте с ДАКом в заднем мосту.
Или о том, почему я думаю что ДАК в заднем мосту имеет право да жизнь
Очень просто... как бы это правильный выразится..
В общем через передачу крутящего момента от внутреннего колеса к внешнему(обгоняющему) через асфальт(или любое дорожное покрытие способное создать хоть какойто момент в зацеплении колесо-дорога).
Когда мы на машине ездим по кругу, то в ДАКе происходит следующее:
- Вращение корпуса ДАКа с шариками вокруг шнеков приводит эти шарики в движение(вдоль каналов), и они в последствии сталкиваются. И клинят эту кинематическую цепочку. Тем самым начиная движение машины вперед.
- Изза того что внутреннее колесо проходит меньший путь чем внешнее, вытекает тот факт что шарики проходящие через шнек полуоси внутреннего колеса сдвигают автомобиль на большее расстояние чем шарики проходящие через шнек внешнего колеса.
Дорожное покрытие жестко соединяющее оба колеса является своего рода повышающей передачей от внутреннего загруженного колеса к внешнему. Тем самым получается что внешнее колесо получая снаружи угловую скорость большую чем у внутреннего , оно получается как минимум не только разгружено, но и обгоняет внутреннее колесо. Вот здесь то и происходит то о чем я писал в разделе Промежуточная мысль.
Те как таковой ДАК можно назвать нормально-заблокированным механизмом. Разблокирование которого происходит при вращении разгруженного колеса.
Причем момент для разблокирования нужен много меньший чем момент на возникающий при этом на загруженном колесе. И оно его получает, через дорожное покрытие по выше описанной схеме.
ДАК в переднем мосту
Из всего выше описанного, становится ясно что ДАК как таковой не производит дифференцирования.
Те в отличие от обычного дифференциала, он не утилизирует крутящий момент по принципу "каждому колесу по потребностям". Те не происходит балансирования благодаря которому в поворотах на передне-приводных машинах колеса получают "столько момента сколько им нужно" и не стремятся с бешенной силой выровнять угловые скорости и вырвать при этом руль из рук.
На переде приводных машинах(или с подключенным передком)
ДАК просто всегда крутит внутреннее загруженное колесо, оставляя внешнее всегда разгруженным,
тем самым создавая огромную разницу(читай 100%) моментов на левом и правом колесе, которая стремится выровнять руль.
И чем лучше сцепление колес с дорожным покрытием тем больше этот эффект будет проявляться.
Но так как, у нас передний мост отключаемый, то при езде по асфальту он никаких неудобств создавать не должен. Так как на корпус ДАКа не подается никаких крутящих моментов, а взаимное проворачивание полуосей происходит свободно так как угловую скорость шнеки получают снаружи от колес, превращая разницу угловых скоростей в разницу вращения корпуса ДАКа который в прочем приводит в действие только передний свободно вращающийся кардан (тем самым предотвращается блокирование этой кинематической схемы)
Про коэффициент блокирования
Вообщем, исходя из всего выше изложенного, ДАК сложно назвать 100% блокировкой.
поскольку в принудительных 100% блокировках степень блокирования определятся
прочностью той детали которая собственно и блокирует две полуоси друг относительно друга.
А в ДАКе, степень блокировки зависит от силы трения возникающая при стремлении шариков движущихся вдоль оси шнеков, вызвать вращение этих самых шнеков.
Отсюда же и разница в коэффициенте блокирования в зависимости от направления движения.
Поскольку в одном случае шарики движутся по длинному пути, создавая силу трения превышающую прочность металла в ДАКе..
А в другом по чень короткому пути, при этом общая сила трения несколько меньше той, которая требуется для блокирования этой кинематической цепочки. Потому авторы и пишут, что при движении в сторону 90% блокировки на разгруженном колесе должен быть хоть какой нибудь тормозящий момент, чтобы добрать недостающее сопротивление вращению которое стремятся вызвать шарики давя на шнек. (те цифра 90% скорей всего просто взята с потолка).
Хух! В общем сильно не пинайте.
Если в чем не прав, поправьте.
Отредактировано CodeDaemon (30.05.2010 11:57:55)