только руки до фоток дошли:)
Итак, Лагонакский хребет.
Чуть инфы из дорожной книги
История освоения этих мест начинается еще с неандертальцев, останки которых найдены в Мезмайской пещере в 1993г и в гроте на реке Матузка. Их возраст около 40 тыс лет.
Наиболее крупное археологическое открытие относится к 2005г, когда в Мезмае было обнаружено самое горное местонахождение сарматской культуры на Кубани периода 3 века до н.э. - 2 века н.э. Найдены могилы сарматской воинской знати – богатые погребения (катакомбы, вырубленные в скалах) с золотом.
Современная история этих мест началась после Кавказской войны, в 1868г когда была основана станица Темный лес (Темнолесская). На территории Мезмая были пост Передовой, пос. Мезмайский, пос. Курджипский, которые позже были объедены в пос. Мезмай.
х. Гуамка основан в 1932г как перевалочная база лесозаготовительных работ.
Узкоколейная железная дорога из пос. Гуамка построена в 1928-1932 гг силами заключенных. Она начиналась в ст. Самурской, проходила через пос. Мезмай, Камышановы поляны, турбазу Лаго Наки, Хребет Инженерный и спускалась в пос. Гузерипль. Использовалась для вывоза леса.
дороги Лагонакского хребта, идущие из х. Гуамка, через урочище Холодный родник (штык) и из Мезмая (бывш. х. Курджипский), через Ивановы поляны, вершину г. Зауда, по старой дороге к Азишскому перевалу, реке Молочка, плато Утюг и в урочище Мурзикал, обозначены еще на карте Кубано-Черноморской области издания Кубчерполиграфтреста 1923г, на военно-топографической карте 1926г и на немецких картах 1941го года.
Хребет с характером.
Лагонакский хребет достаточно часто потрясают крупные оползни.
Оползень, унесший жизнь Марии Дедовой, памятник героизму которой находится на выходе из Гуамкского ущелья произошел в 1979г.
Позже, 20го декабря 1989 случился обвал, в результате которого дорога по которой проходит наш маршрут перестала быть сквозной. Старая Гуамская ранее дорога огибала хребет с северо-восточной стороны и спускалась траверсом в Мезмай, по левому берегу р. Курджипс. В настоящее время проехать по ней можно только до смотровой Мезмай-камень, далее обвал. Причиной послужило бурение шурфов глубиной 12м при строительстве дороги. Они нарушили равновесие горных пород, в результате чего, после обильных снегопадов и потепления, скальный массив обрушился вниз и спровоцировал селевой поток, нарушив при этом древний оползневый склон. В результате тех событий в русле Курджипса образовалась запруда, которую бурная река вскоре прорвала. Следы этого и других оползней видны и возле Мезмай-камня, и внизу за ущельем, и со смотровых Гуамского хребта.
Последний крупный селевой поток сошел здесь в 2011г, разрушив часть узкоколейной железной дороги.
(источник: статья ОПОЛЗНИ И ОБВАЛЫ - ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕЛЕЙ НА СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ КАВКАЗЕ ЕФРЕМОВ Ю.В., НИКОЛАЙЧУК А.В., ЧЕРНЯВСКИЙ А.С., ШУЛЯКОВ Д.Ю.
Кубанский государственный университет)
В годы войны.
5-го сентября фашисты были выбиты с Азишского перевала и отступили в Мезмай. 12-го сентября их ЖД состав был подорван партизанами Апшеронского отряда в Гуамском ущелье.
13 - 15 октября 1942 года велись бои за освобождение хутора Русского, станицы Темнолесской и поселка Курджипский (Мезмай). Бой вел первый батальон 23-го погранполка под командованием майора Никитченко Константина Алексеевича. 18-го октября Мезмайская котловина была освобождена.
Гуамка была освобождена 16-го января 1943 г., а 25-го января - станица Нижегородская.
В честь партизанского отряда им. Гастелло под командованием Стаканова В.З. в урочище Холодный родник установлен памятник, известный как "штык".
Наше мероприятие пришлось на 77летнюю годовщину этих событий.
Легенды кладоискателей.
В 1908 году в Нижегородской начал строиться лесопильный завод Громова. С его именем связано много легенд как о самом богатом человеке. Рассказывают, что когда-то Громов был крупным бизнесменом в городе Порт-Артур и оттуда после русско-японской войны 1904-1905 гг., по железной дороге отправил на станцию Майкоп, вагон с золотом. В Майкопе перегрузив его на несколько подвод, привез его в станицу Нижегородскую и спрятал его в месте расположения его будущего мебельного завода. Обустроил свое имение, посадил сад, сделал кирпичный водовод, по которому подавал воду в свое имение. Когда пришла в станицу Нижегородскую Советская власть, Громов, рассортировал золото по небольшим ящикам, вывез в горы и спрятал. Только вот где неизвестно. Поиски сокровищ начали с имения Громова. Там где располагался его особняк, буквально перекопали каждый метр земли. Сокровища Громова до настоящего времени не найдены и не дают покоя кладоискателям.
Источник Бормотов И.В.
Теперь про мероприятие.
Отдельное спасибо молчаливым читателям форума: встречали нас два раза, в Тверской и в Нижегородке. Поэтому голова на место встречи опоздала. А ведь мы едем именно показать и рассказать что-то интересное людям о наших горах. Ну да ладно.
Собралось 40 машин, но до развилки на Сухой балке добрались достаточно оперативно. Хард колонна поднялась на точку смычки уже к 14-30, время решили не терять и поднялись на гору Мезмай. Дальше не поехали, чтобы не провоцировать очередной разбор полетов на счет границы заповедника. Красоты нам хватило и так:) Лично мне старая дорога на Молочку с видом на Утюг понравилась даже больше, что-то новое и места там красивые.
Лайту тем временем досталось прилично. Метла отстала, помогая поломавшемуся Райдеру, буханка оторвала баллоны, 200-ка разбортировалась и в целом было не легко, потому что дорога там была лайтовая, но грунтовая, имеет спуски и подъемы, соответственно после дождей их действительно стоило поменять местами. Поэтому всех раненых было решено спускать в вс хард маршрутом, он круче, но только вниз и каменистый. Кто услышал про цепи для подстраховки - тот молодец, ибо они реально помогли. Особенно на подьеме от развилки на Молочку к общепринятой мезмайской дороге.
Спустились к 15-ти часам на штык благополучно.
Еще раз огромное спасибо всем, принявшим участие в организации и оказании помощи. Особенно Игорю4737, Апостолу, Виталику Трофи тракс и Диме Чирок.
ну и фото:)
Больше тут. https://vk.com/album-39246668_267501101
добавляйте свои фото в альбом. Лайта у меня практически нет
Мезмай головного мозга