1

Тема: Мост через Керченский пролив

4,5-километровый железнодорожный мост был построен в условиях военного времени всего за 150 (!) дней. Да еще и с двумя разводными пролетами!

http://ic.pics.livejournal.com/tov_tob/21010671/3208098/3208098_original.jpg

Строительство моста через Керченский пролив было запланировано еще в 1930-х годах. Но война помешала выполнению планов. Тем не менее, то, что не успели сделать советские мостовики, решили сделать немцы. В 1943 г. Гитлер приказал министру вооружений Альберту Шпееру приступить к сооружению моста через Керченский пролив для передвижения автомобильного и железнодорожного транспорта.

http://static1.repo.aif.ru/1/70/109944/26621b3c760ecf34b14518fd56d660fb.jpg

Немцы стали свозить в Керчь различные строительные материалы. Советская авиация заметила необычную активность на Керченском полуострове, но бомбить склады Сталин запретил, т.к. планировал после освобождения Крыма довести до конца начатое немцами строительство. Вскоре от самого моста немцы отказались, а в качестве переправы летом-осенью 1943 г. работала канатная дорога протяженностью 5,1 км.

Перед отступлением немецкие войска почти полностью разрушили это сооружение, но оно было восстановлено уже советскими инженерами и проработало еще какое-то время на благо уже другой армии.

Решение о строительстве железнодорожного моста через Керченский пролив было принято 25 января 1944 г. То есть задолго до освобождения Керчи (11 апреля 1944 г.). Проектирование мостового перехода, подготовительные и первые строительные работы на восточном подходе со стороны Кавказа начались также не дожидаясь освобождения Керчи.

Взяв за основу оставленные немцами конструкции и технику, советские инженеры разработали проект моста, состоявшего из 115 пролетов длиной 27 метров каждый. Над судоходным фарватером предусматривалось двухпролетное 110-метровое поворотное устройство, разворачивавшееся на 90 градусов для пропуска судов любой грузоподъемности одновременно в обоих направлениях. Длина моста составила 4,5 километра. Одновременно сооружались железнодорожные линии подходов к мосту, как с востока, так и с запада.

Были изучены геология и сведения о ледоходах в проливе за несколько десятков лет. Был выбран вариант строительства от косы Чушка к поселку Опасная, севернее Керчи.

Для ускорения открытия движения поездов по переходу основные работы разделили на две очереди. Первая очередь подразумевала как можно скорейший пуск моста, а вторая - укрепление построенного, в том числе сооружение более сотни ледорезов, чтобы мост мог выдержать экстремальные зимние условия.

Динамику строительства можно проследить по оперативным донесениям тех дней. Первая деревянная свая в эстакаду Кавказского берега забита 24 апреля 1944 г. Первая металлическая свая забита 5 мая, первое пролетное строение изготовлено 10 мая. Новый мост, существенно сокращавший путь с Кавказа в Крым, был крайне необходим наступающей армии, поэтому стройку завершили ударными темпами всего за 150 дней, к 27-й годовщине Октябрьской революции. Количество строителей в определенные периоды достигало цифры 10 тыс. человек.

3 ноября 1944 г. по мосту прошел первый поезд. За это время забили 2000 деревянных и 2341 металлических свай, изготовили и смонтировали около 15 тыс. тонн металлических конструкций пролетных строений и опор, уложили более 5 тыс. кубометров бетона, отсыпали 35 тыс. кубометров каменных дамб. На подходах к мосту от ст. Сенная до ст. Керчь отсыпали 400 тыс. кубометров земляного полотна, построили 21 малое искусственное сооружение, уложили 69 км главных и станционных путей, заготовили и уложили в путь более 40 тыс. кубометров балласта, построили линию связи с суммарной протяженностью проводов 438 км. В общем, работа была проделана колоссальная.

http://ic.pics.livejournal.com/tov_tob/21010671/3207257/3207257_original.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/tov_tob/21010671/3207873/3207873_original.jpg

Принимавшая объект комиссия отметила, что "коллектив... поборол все трудности и выполнил работы первой очереди за 150 дней, добившись темпа работ более 30 м моста в сутки". Работы второй очереди, предполагавшие, в частности, замену временных деревянных опор на постоянные металлические, а также сооружение уже упомянутых ледорезов, должны были быть закончены к 1 января 1945 г.

Однако к зиме 1944-1945 гг. обстановка на стройке значительно осложнилась и ухудшилась.Внимание к ней со стороны вышестоящих организаций ослабло, мостовой переход к этому времени оказался глубоком тылу, и воинские перевозки для фронта шли по другим направлениям. Это отразилось и на снабжении строительства материально-техническими ресурсами: они направлялись, прежде всего, на головные, восстанавливаемые после освобождения от противника железнодорожные направления и объекты. К тому же сильно ухудшились погодные условия - участились штормы, волнения на проливе, приближался ледостав.

Сложившиеся условия не позволили успешно вести работы второй очереди, и мост оказался не подготовленным к ледоходу. Из телеграммы в ГУВВР от 26 декабря 1944 г. "В течение 15 дней шторм не прекращается. Ветер от 7 до 10 баллов. Вся эстакада обледенела. Воду перебрасывает через эстакаду". В этой сложной обстановке строители продолжали работы, но продвигались они крайне медленно. Из ледорезов успели сделать только пять. Будь та зима помягче, все могло бы обойтись. Но случилось то, что случилось.

Авария произошла 18-20 февраля 1945 г. Ледяные поля под действием ветра и течения двигались на мост со стороны Азовского моря. Лед обладал большой прочностью и, несмотря на широкие мероприятия по ледоборьбе, обстрел из орудий ледяных полей с берегов, бомбежка льда с самолетов и бросание на лед с опор специальными командами толовых пакетов, катастрофа оказалась неизбежной.

http://ic.pics.livejournal.com/tov_tob/21010671/3208575/3208575_original.jpg

18 февраля 1945 года разрушил 32 опоры, так как мост практически не имел ледорезов, а многие опоры не успели должным образом укрепить. А вот опоры, которые успели закончить полностью, вполне выдержали давление льда. К 20 февраля было повреждено уже 42 опоры. Таким образом, мост действовал чуть более трех месяцев. Кстати, 11 февраля, за неделю до катастрофы, по мосту прошел поезд с советской делегацией, возвращавшейся с Ялтинской конференции.

Восстанавливать мост не стали, хотя в 1945-46 гг. разрабатывался проект постоянного моста. Но после возведения опытного кессона вблизи восточного берега пролива, проект сочли слишком дорогим и забыли про него. Остатки же опор временного моста мешали судоходству многие годы. Ещё в 1968 году продолжалась ликвидация в районе Керчь-Еникальского судоходного канала сохранившихся остатков опор. Заменой разрушенному мосту стала известная всем Керченская паромная переправа, открытая в 1953 г.

Керченский мост просуществовал недолго: он был разрушен через три месяца после введения в эксплуатацию. Оставшиеся опоры моста мешали судоходству еще в течение более чем 20 лет. А окончательный демонтаж остатков Керченского моста произошел только в начале 1970-х годов.

http://tov-tob.livejournal.com/127847.html

Варианты строительства моста 2014 году

http://static1.repo.aif.ru/1/d2/109968/779b49ebca6b40af56e1258561a45157.jpg

2

Re: Мост через Керченский пролив

У меня дед с 42-го по 50-й сапером прослужил, в 17 лет призвали. На этом мосту месяц просидел. Подвозили тол в вагонетках, они в него втыкали детонаторы и бросали вниз. Практически непрерывно. Кто знает, может и он есть на каком-нибудь из этих фото. Уже не спросишь, в прошлом году похоронили  default/sad


Nissan Patrol GR 5d RD28t, лифт 2".
Lincoln Navigator, Cooper STT Pro 33", бодик 6 см, пневмоподвеска, лебедка.

3

Re: Мост через Керченский пролив

733 пишет:

Варианты строительства моста 2014 году

и снова здравствуйте вротенберг - кудаж без их  default/mad  http://korrespondent.net/world/russia/3 … prolyv-smy


Y61

Re: Мост через Керченский пролив

Vaha пишет:
733 пишет:

Варианты строительства моста 2014 году

и снова здравствуйте вротенберг - кудаж без их  default/mad  http://korrespondent.net/world/russia/3 … prolyv-smy

Герой России станет default/lol


Анапа, 8918 1890777

5

Re: Мост через Керченский пролив

Что-о подсказывает что в итоге выбрали самый откатный и дорогой вариант. Значит кризис отсупил, для кого-о! default/neutral  default/sorry  default/dash

Re: Мост через Керченский пролив

Мое мнение, смотря как в других странах строят мосты гигантских размеров, сделав колоссальные работы по исследованию разносторонних факторов воздействия окружающей среды,   
под руководством толковых и грамотных инженеров,  плюс добавив санкции запада и кризис, будет какой нибудь затрапезный мост как в Волгограде. Пора тару под солярку готовить default/smile


Анапа, 8918 1890777

7

Re: Мост через Керченский пролив

Вбухают как в Олимпиаду в 100 раз больше. Но мост будет.


Езжу на лисапеде за пивом. Есть УАЗ полный  стандарт, раздатка 2.6, вояки, тормоза дисковые, гидрач, лебедь, колёса колхоз 324. Тел. 02 спросить Вячеслава, если не ответили 8-918-446-01-00.

Re: Мост через Керченский пролив

сейчас смотрел новости по нтв, смешно слушать про вклад не ради заработка, и цена постройки не окончательная default/lol  На пароме идти 5км по морю а мост 19 км хотят. Очередная кормушка


Анапа, 8918 1890777

9

Re: Мост через Керченский пролив

Костяныч, а как без крутых поворотов.


Езжу на лисапеде за пивом. Есть УАЗ полный  стандарт, раздатка 2.6, вояки, тормоза дисковые, гидрач, лебедь, колёса колхоз 324. Тел. 02 спросить Вячеслава, если не ответили 8-918-446-01-00.

10

Re: Мост через Керченский пролив

Vaha пишет:

и снова здравствуйте вротенберг - кудаж без их  default/mad

Стройгазмонтаж Аркадия Ротенберга и Стройтрансгаз Геннадия Тимченко разыграли между собой тендер на строительство моста default/big_smile.
Все участники дачного коператива "Озеро"  default/lol

Re: Мост через Керченский пролив

733, да много еще предстоит узнать default/smile
меня больше смущает качество работ


Анапа, 8918 1890777

12

Re: Мост через Керченский пролив

Костяныч пишет:

На пароме идти 5км по морю а мост 19 км хотят. Очередная кормушка

Будут строить Южный вариант, он длинее. Как говорят опытные строители, чем больше бюджет, тем больше можно незаметно украсть  default/neutral

Re: Мост через Керченский пролив

733, увы default/sad  про неотвратимое наказание уже всем понятно. По аналогии с сердюковым.


Анапа, 8918 1890777

Re: Мост через Керченский пролив

недавно смотрел про строительство моста где то там за кардоном, опоры стоят на гравии, само полотно как маятник на демпферах, от землетрясений чтоб не раскачивало. Опоры поставили на гравий что б от землестрясений не упал а скользил по нему. Короче говоря конструкция как качеля, качается вся default/smile  Как наши построят даже не представляю и это пугает.


Анапа, 8918 1890777

15

Re: Мост через Керченский пролив

Костяныч, Ты когда на поезде едешь. иной раз ту(а,о?)нели проезжаешь, не боишься?  default/smile А некоторые, только сдали в эксплуатацию.
Реально, решать будет погода. Счас она намного хуже ,чем 70 лет назад. Солнечная активность усиляется. Рабочих дней за зиму будет 15-20.
Немцы собрали этот сраный мостик. В весенне летний период. Из заготовленных заранее железнодорожных ферм.(скорее всего года за три как) Наши такой мост, за месяц соберут. Делали они это потому, что понимали, временный. А капитальный будет в 2 раза длиннее и строить лет 5 минимум.

16

Re: Мост через Керченский пролив

733,очень познавательно!  некоторые моменты были неизвестны,спасибо!Откуда черпали информацию?

17

Re: Мост через Керченский пролив

Говорю от имени строителей!!!
Сидя за компом проще всего говорить про откаты, плывущие грунты, незастывающий бетон и как итог сорванные сроки


На наших колесах пыль, из под ног Господа.

18

Re: Мост через Керченский пролив

Dunkan, доклад за "круглым столом" будет ?  default/smile

19

Re: Мост через Керченский пролив

Наши могут строить как нужно. Вон в СССР сколько было сделано, и все на совесть, все по гостам. И у нас смогут, если главной рыбе голову отрубят.
Вот мерею температуру градусником за 38 копеек, 30 лет вещи, а работает как новая, не то что делают сейчас.

20

Re: Мост через Керченский пролив

Пусть строят. Пусть длиннее, пусть откаты, все равно эти деньги нам не достались бы. Хоть что-то останется, один фиг лучше, чем в американских бумажках деньги хранить.


Не бойтесь делать того, чего не умеете! помните: Титаник построили профессионалы,
а Ковчег - любитель!    891842288шестьшесть

Re: Мост через Керченский пролив

Dunkan пишет:

Говорю от имени строителей!!!
Сидя за компом проще всего говорить про откаты, плывущие грунты, незастывающий бетон и как итог сорванные сроки

Это к чему? Какой смысл говорить о сроках сдачи, если заведомо известно что при должном строительстве срок будет больше? Или качество строительства будет будет относительное , мост сдадут в срок и получив денежки открестятся при первой ЧС? Списать будет на кого. Нету правды в правде. Пол страны с высшим образованием, учились на совесть и никому ненужны. А уж чиновники и подавно, за партой не сидели и должности не зарабатывали. Неуверен что надзорный орган который будет принимать этот мост не в теме, что им до людских страданий. Бабло рулит без руля.


Анапа, 8918 1890777

Re: Мост через Керченский пролив

Костяныч пишет:
Dunkan пишет:

Говорю от имени строителей!!!
Сидя за компом проще всего говорить про откаты, плывущие грунты, незастывающий бетон и как итог сорванные сроки

Это к чему? Какой смысл говорить о сроках сдачи, если заведомо известно что при должном строительстве срок будет больше? Или качество строительства будет будет относительное , мост сдадут в срок и получив денежки открестятся при первой ЧС? Списать будет на кого. Нету правды в правде. Пол страны с высшим образованием, учились на совесть и никому ненужны. А уж чиновники и подавно, за партой не сидели и должности не зарабатывали. Неуверен что надзорный орган который будет принимать этот мост не в теме, что им до людских страданий. Бабло рулит без руля.

В других странах проводят ряды экспериментов, чем подкрепляют качество, грамотные инженеры и хорошая техника. У нас что? Купили корочку, через связи устроились и всем хорошо. Льют бетон по теории и по теории потом ждут результат на месте.


Анапа, 8918 1890777

23

Re: Мост через Керченский пролив

Не надоело рассказывать как у нас все плохо?

Перед Олимпиадой тоже тут много было "болеющих за родину", которые рассказывали про то, что все украли и обхезаемся перед всей планетой, и все развалится.

В итоге Олимпиада прошла на высшем уровне. Построен уникальный спортивно-культурный комплекс.

У меня нет сомнений, мост через Керченский пролив будет построен и будет построен хорошо.

А "пессимистам" желаю поменять свое мировоззрение. Рассказывать про то, как все у нас плохо, уже не модно.


Кладбища забиты людьми, верившими, что их некому заменить.

24

Re: Мост через Керченский пролив

random, рассказывать, что это убуханные деньги? Да красиво....собственно все... Это никогда не окупится, как нам пели. Там уже чего то разбирают "Фишт" кажется. Бюджеты там тоже, думаю недетские. Ну и все, что принято, думаю, треть.. Мне кажется, хоть я и сам прослезился глядючи на открытие, полезнее было бы пару-тройку нефтеперабатывающих заводов построить или металлургических.... Кто сейчас помнит ту Олимпиаду? Пыль в глаза. Те мальчишки и девчонки, которые там рубились абсолютно ни при чем. Они так же рубились бы в какой нибудь Канаде или Норвегии. И мы так же за них болели.

random пишет:

А "пессимистам" желаю поменять свое мировоззрение. Рассказывать про то, как все у нас плохо, уже не модно.

Та не, у нас все пучком...  default/bad


Сторож багажного отделения. 8 918 263 8пять 88. 8 929 824 8пять 88

25

Re: Мост через Керченский пролив

random+1, всегда найдутся любители поп...здеть.