Тема: Август 1942 война на Кавказе
Двадцать второго августа шли тяжелые бои 1-го батальона 326-го полка и 3-го батальона 305-го полка у развилки ручья юго-западнее Горячего Ключа. Атаки нефтехранилищной высоты, занятой крупными силами противника, предпринятые с целью установить связь со словаками, закончились неудачей. Эта высота представляла угрозу для так называемой «Сталинской дороги» и сообщению между Горячим Ключом и Саратовской. Связь, установленная со словацким 20-м полком в ходе ожесточенных боев в лесах у «Зимнего приюта», снова была нарушена.
На правом фланге 198-й пехотной дивизии вели бой восточнее Пятигорской за высоту 349,5 первые батальоны 305-го и 326-го полков. Им противостояла Иркутская 30-я стрелковая дивизия, которая уже неоднократно отличалась своей стойкостью. На высоте 349,5 залегли русские пулеметчики Дзилунов и Пирущак, а в другом месте — командир их батальона капитан Бедашвили. Об их оборону разбилась первая атака на эту высоту. Но все же, после боев с переменным успехом, на следующий день высоту эту немцам захватить удалось.
Двадцать четвертого августа 198-я дивизия была выведена из 5-го армейского корпуса и переподчинена 57-му танковому корпусу, находившемуся теперь уже с 198-й пехотной, словацкой моторизованной и дивизией СС «Викинг» на так называемой «Сталинской дороге» между Горячим Ключом и Хадыженской.
В тот же день с гор последовали ожесточенные контратаки советских войск на 420-й гренадерский полк полковника Циммермана. 305-й гренадерский полк вынужден был приостановить наступление по долине реки Каверзе и отбивать сильные контратаки противника.
25 августа 308-й гренадерский полк 198-й пехотной дивизии возобновил наступление по долине реки Псекупс. Утром капитан Нисс со своим 3-м батальоном 308-го полка перешел Псекупс и закрепился на восточном склоне Лысой горы (отметка 451,2). Атака, предпринятая с высоты 349,5 на западный склон Лысой горы для его поддержки, была отбита Иркутской 30-й стрелковой дивизией. Третий батальон 308-го полка оказался окруженным на восточном склоне.
Уже эта попытка дальнейшего наступления в западном направлении выявила, что 198-я пехотная дивизия слишком слаба для того, чтобы удерживать рубеж у Пятигорской и одновременно наступать по долине Псекупса. Двадцать девятого августа из штаба корпуса прибыл приказ следующего содержания: «Корпус временно прекращает наступление и переходит к обороне на достигнутых рубежах».
В то же время стало ясно, что и 44-й егерский корпус вынужден остановить наступление на Туапсе. То же самое происходило на правом фланге под Новороссийском. Требовалось провести перегруппировку.
С 29 августа по 3 сентября 198-я пехотная дивизия вела бои за удержание захваченных высот у Пятигорского. Советские войска снова пытались отбить у нее каждую выгодную позицию. Батальон Нисса два раза деблокировали и два раза снова окружали. Третий батальон 308-го полка продолжал отчаянно сражаться на восточном склоне Лысой горы, так как по приказу старшего начальника должен был во что бы то ни стало удержать позицию. Русские, павшие перед немецким рубежом, медленно разлагались и издавали запах, который вскоре уже никто не мог переносить. И каждый день снова и снова с неба жарило солнце. Капитан Нисс на опорном пункте приказал собрать вместе всех многочисленных раненых. Им могли оказывать только первую помощь. Тридцатого августа к окруженным пробилась боевая группа. В тыл были отправлены раненые, пополнены боеприпасы и запасы продовольствия. Затем русские снова перешли в атаку и снова замкнули кольцо окружения. До 3 сентября держался капитан Нисс со своим храбрым 3-м батальоном 308-го полка, но потом наконец они вынуждены были пробиваться на исходные позиции северо-восточнее Псекупса. До этого же дня продолжались тяжелые бои за высоту 349,5.
Шестого сентября командир 198-й пехотной дивизии генерал-майор Бук, начальник оперативного отдела его штаба майор генерального штаба Буль и их водитель фельдфебель Глокенбах попали в советскую засаду на шоссе Ключевская — Саратовская и погибли. Дивизия была опечалена потерей командира, который долгое время успешно ею командовал. Его спокойные швабские манеры всегда внушали уверенность.
198-я пехотная дивизия укрепляла занимаемые позиции и начала готовиться к действиям в условиях горной местности, создавая вьючные колонны. Погонщиками вьючных животных в этих колоннах нанимались пленные, так называемые «хиви» — «добровольные помощники».
(источник http://www.okavkaze.ru/index.php?option itstart=4)
Очень интересно читать с картой 500 метровкой....
"... только дураки учатся на своих ошибках..." Отто фон Бисмарк