1

Тема: Болгарская экспедиция «Кавказ-Крым 2010»: наша часть

Всё началось так — к 733-му обратился Румен из болгарского внедорожного клуба «OFFroad-Bulgaria.com» за помощью, дабы мы помогли с маршрутом по территории Северного Кавказа. Изначально в планах болгар было покорение Грачевского перевала с последующим посещением Сочи, однако, они так и не получили пропуска для проезда по Сочинскому Нацпарку, да и машины оказались недостаточно подготовлены для такого перехода.

Предварительно, нами был составлен маршрут на 4 дня, для посещения всех относительно доступных достопримечательностей в районе Фишт-Оштеновской горной группы. В списке значились в порядке посещения: Хаджохская теснина, Сахрайские водопады, Гузерипль, Партизанский приют, хребет Азиш-Тау, Мезмай, Гуамское ущелье, Лагонакский хребет и на сладкое водопад под Фиштом.

Забегу наперед и скажу, что за эти 4 дня мы проехали от дома до дома 757 километров, из них треть — по местами раздолбанным грунтовкам с примесью бездорожья. Встретились с болгарскими экипажами в Майкопе, а распрощались — в Хадыженске, где они пошли к Черному морю, а мы — домой.

http://www.kotelnikov.net/images/445.jpg

День первый

Итак, в пятницу утром, на парковке гостиницы «Адыгея» (в центре Майкопа) нашему взору предстали 3 машины с болгарскими номерами: TLC-73, Toyota HiLux и Hundai Terracan. На «Крузаке» и «ХайЛюксе» были лебедки, на втором была еще и грязевая резина. После осмотра техники сразу стало понятно, что Грачевский перевал этим машинам скорее всего не сдастся.

На скорую руку позавтракав, выдвинулись в путь. Сегодня по плану Хаджохская теснина, Сахрайские водопады, Гузерипль и Партизанский приют.

http://farm5.static.flickr.com/4118/4944225035_d3efc6a080_o.jpg

Так как сему мероприятию предшествовал месяц аномальной жары, река Белая была не особо полноводна, отчего Хаджохская теснина не произвела нужного впечатления, однако, все равно - красиво.

http://farm5.static.flickr.com/4099/4944812788_15a121d01f_o.jpg

С каждым годом "Теснина" всё больше «окультуривается». Все больше перил, ступенек, фонарей, палаток с безделушками.

Покончив с "Тесниной", мы отправились к водопадам на реке Сахрай. Опять же, из-за летней засухи водопады оказались мелковатыми, однако, весьма порадовали пока еще минимальным присутствием сервиса.

По пути "Терракан" уселся на брюхо в колее, пришлось размотать новенькую лебедку на ХайЛюксе.

http://farm5.static.flickr.com/4094/4944244011_db7cfd1b47_o.jpg

Выбравшись обратно на асфальт, направились в сторону Гузерипля. Полномасштабный обед устроили на Поляне золотоискателей под горой Трезубец.

Не могу не отметить тот факт, что дорогу до Гузерипля начали очень активно укреплять. Возле водопадов Руфабго затеяли грандиозную стройку со сваями и тоннами бетона, а на Кишах бетонировали осыпающийся в реку склон. В то же время дорожники местами закатывали новый асфальт.

http://farm5.static.flickr.com/4141/4944832010_709922552d_o.jpg

В самом Гузерипле посетили на территории Кавказского заповедника гидроэлектростанцию и дольмен, в магазинчике затарились холодной Кока-Колой и отправились наверх, к Партизанскому приюту.

Асфальт идет еще несколько километров после приюта, после чего начинается грунтовка, в конце которой большая поляна. Далее — только тропа, ведущая к Инструкторской Щели — единственному пути с приюта на плато. На "оконечной" полянке в пятницу вечером оказалось весьма много легковых автомобилей. Пейзаж дополняла живописная куча мусора… Удручающее зрелище. Лагерь забили на пригоре, недоступном для легковых автомобилей.

http://farm5.static.flickr.com/4093/4944255591_5ef01a4991_o.jpg

День второй

Спускаться с 1700 метров решили не по асфальту, а по просеке, которую прорубили для ЛЭП. Сама просека тянется параллельно основной дороге и выходит к асфальту чуть выше приюта. Как я понял, электричество планируют протянуть от приюта до самой верхней поляны. Терракан пошел по асфальту, дабы не отрывать пластиковый обвес на дороге, пока еще изобилующей остатками деревьев.

Этот спуск мы предварительно разведали еще с вечера, одной машиной. Обратно наверх поднимались еще одной параллельной дорогой, на этот раз лесовозной. Из бонусов — оторванная антенна радиостанции, чуточку помятая крыша, а сломанный флагшток. Ну и лебедку пару раз размотали.

http://farm5.static.flickr.com/4139/4944260843_419fb20261_o.jpg

Далее по плану — хребет Азиш-Тау и возможно Азишская пещера. На хребет по асфальту заскочили без проблем. Расстроило обилие легковых автомобилей и граждан, устраивающих пикник прямо у обочины. Кемпинги и турбазы строятся в любых пригодных для этого местах. В общем, цивилизация шагает полным ходом, превращая это место в весьма попсовый туристический объект.

http://farm5.static.flickr.com/4122/4944849132_2e4a74f424_o.jpg

А в Азишскую пещеру так и не пошли — очереди на 1,5 часа. После по грунтовке спустились в Мезмай, по пути устроив очередной полноразмерный обед. Заночевали на перевале над Мезмаем, возле ретрансляторов.

http://farm5.static.flickr.com/4137/4944270245_fe45f31823_o.jpg

День третий

Снова утро, снова завтрак. На бампере ХайЛюкса была обнаружена паутина, которая ехала с самой Болгарии.

http://farm5.static.flickr.com/4122/4944272357_0f6b3f00ca_o.jpg

Следующая по плану достопримечательность — Гуамское ущелье. Итак, ситуация в ущелье такая: с 9 до 18 часов по ущелью от входа до кафе курсирует тепловозик с тремя совковыми вагончиками. В этот период времени проход по рельсам запрещен. Билетик на поезд стоит 150 рублей. После 18 часов вечера проход по ущелью открыт. На лицо - навязанный сервис.

http://farm5.static.flickr.com/4081/4944869976_131ec4e3a2_o.jpg

Вагончики на редкость беспонтовые. Грязные стекла, маленькие окошки сводят на нет любые попытки хоть что-нибудь сфотографировать. В итоге все красоты ущелья остаются «за бортом». А 70% времени поездки на паровозике созерцаешь кусты.

http://farm5.static.flickr.com/4119/4944871962_1141371fbd_o.jpg

Покончив с «обзором» Гуамки, пошли на Лагонакский хребет. Во время подъема хапнули бездорожья, от чего Терракана решили не перетаскивать на пузе через последнюю самую глубокую лужу.

http://farm5.static.flickr.com/4137/4944294311_6263a9fe7f_o.jpg

Поднялись, сфотографировались, посмотрели на горы.

http://farm5.static.flickr.com/4114/4944300277_d1a35231c1_o.jpg

Спустились с альпики, забрали "Терракан" и отправились к водопаду под Фиштом. Времени оставалось не так уж и много. В 19 часов вечера мы были под Черниговской, а до водопада было чуть меньше 40 километров. В итоге в половине девятого, уже в сумерках, развернули лагерь на полянке, не доезжая десятка километров до цели.

День четвертый

На четвертый день было запланировано посещение водопада, а потом весьма продолжительный выход к Апшеронску до АЗС.

Погода уже 3-й день к ряду радовала отсутствием облаков. По пути встретили несколько боевых машин, которые в эти же выходные штурмовали Грачевский перевал. В итоге только 2 машины смогли зайти без лебедки, да и те — на военных мостах и 37-й резине.

http://farm5.static.flickr.com/4134/4944889592_6ba6a22b86_o.jpg

Опять же из-за засухи левый водопад практически полностью пересох, а правый, бьющий из дырки в скале, тоже не особо радовал.

http://farm5.static.flickr.com/4120/4944315867_a7093ec5ea_o.jpg

Отдельно хочу рассказать о состоянии дороги к водопаду. Пару лет назад, когда дорогу только пробили, все было в полном порядке. Однако в силу того, что дорога являлась технологической, никто особо укреплением её не занимался. Вывод — в одном месте дорога весьма активно осыпается. Еще годик-два, и все.

http://farm5.static.flickr.com/4143/4944317957_4fd78f47c6_o.jpg

На выходе, перед самым асфальтом мы вдоволь поплескались в реке, смыв с машин многодневную пыль.

http://farm5.static.flickr.com/4099/4944906692_189d7759df_o.jpg

В Апшеронске заправились соляркой и направились в Хадыженск. В этом городе наши с болгарами пути расходились. Они отправились через Шаумянский перевал в Туапсе, к Черному морю, дабы затем через Керченский пролив переправиться в Крым, а мы отправились домой — в Краснодар.

Болгары пообещали приехать еще раз, ведь Грачевский перевал — короткая дорога в Сочи — так и не был покорен.

Полная версия фотоотчета опубликована у меня в галерее: http://www.kotelnikov.net/photos/set_72157624847315304


Джиперская карта для навигаторов Garmin. OziExplorer и топографки для PC и автонавигаторов. +79604777774 (WhatsApp)
База GPS-треков: http://tracks.skif4x4.ru/

2

Re: Болгарская экспедиция «Кавказ-Крым 2010»: наша часть

Фотки супер! Видели вас в Гуамке, ТЛК 73 просто красавица аж ностальгия навеяла, с удовольствием рядом с ней сфоткнулся! default/smile А на крыше у нее раздвижная палатка? Это штатная или уже устанавливали?

3

Re: Болгарская экспедиция «Кавказ-Крым 2010»: наша часть

Barin93 пишет:

Это штатная или уже устанавливали?

Устанавливали.

Кстати, Крузак весьма редкий, ибо под капотом 1HZ. default/smile


Джиперская карта для навигаторов Garmin. OziExplorer и топографки для PC и автонавигаторов. +79604777774 (WhatsApp)
База GPS-треков: http://tracks.skif4x4.ru/

4

Re: Болгарская экспедиция «Кавказ-Крым 2010»: наша часть

Oktan пишет:

Погода уже 3-й день к ряду радовала отсутствием облаков. По пути встретили несколько боевых машин, которые в эти же выходные штурмовали Грачевский перевал. В итоге только 2 машины смогли зайти без лебедки, да и те — на военных мостах и 37-й резине.

Справедливости ради, да и похвастаться : я зашел без лебедки на 32-х мудричах и колхозах default/tongue


У них было время и они решили поехать короткой дорогой

5

Re: Болгарская экспедиция «Кавказ-Крым 2010»: наша часть

вроде ФБЕЛ у них 36 ;-)  з.ы. лебедились... 1 раз... ибо машинка хворала - жалко коника... а так -----------> http://photofile.ru/users/anastasia-igo … nImageLink

6

Re: Болгарская экспедиция «Кавказ-Крым 2010»: наша часть

Oktan пишет:

По пути встретили несколько боевых машин, которые в эти же выходные штурмовали Грачевский перевал. В итоге только 2 машины смогли зайти без лебедки, да и те — на военных мостах и 37-й резине.

В эти же выходные поднялось 4 УАЗа, БЕЗ лебёдок, и один на 33 симаксах... а, и стоковый Лексус default/big_smile

Отредактировано Ёжик (31.08.2010 20:05:59)

7

Re: Болгарская экспедиция «Кавказ-Крым 2010»: наша часть

Oktan
Хороший маршрутик с отчетом - здорово.


Лебедки, тросы, шноркели, канистры, бамперы, резина, диски и т.д.  8-918-1500-700
Ты хороший человек! Аккуратный и культурный. Но если ты бросаешь мусор. Значит в чем-то Элтон Джон!

8

Re: Болгарская экспедиция «Кавказ-Крым 2010»: наша часть

зачетно покатались


Граждане, будьте острожны! Чтение может привести к развитию мозга!

Re: Болгарская экспедиция «Кавказ-Крым 2010»: наша часть

Oktan пишет:

В итоге только 2 машины смогли зайти без лебедки, да и те — на военных мостах и 37-й резине.

Да, давайте будем честными. Зашли 2 машины на 36 колесах, зашла машина на 32 мудричах, зашла с легким пинком в конце тойота на 35 мудричах. УАЗ на 32 симексах из за проблем с мотором не вытянул и скатился неудачно, чтоб не рисковать, размотал лебедку. Это в нашей команде.


УАЗ. Всегда ранен, но не убит. Теперь с кондюком. IP-телефония (asterisk), CRM, звонок с сайта: siplife.ru
79002953844

10

Re: Болгарская экспедиция «Кавказ-Крым 2010»: наша часть

Савелий
Я о доступности Грачей мог судить только по обрывочным сведениям, поступавшим в короткие моменты работы мобильной связи)


Джиперская карта для навигаторов Garmin. OziExplorer и топографки для PC и автонавигаторов. +79604777774 (WhatsApp)
База GPS-треков: http://tracks.skif4x4.ru/

11

Re: Болгарская экспедиция «Кавказ-Крым 2010»: наша часть

Oktan
имхо подьем стал немного проще. Ну или остался таким же. Очково - однозначно


УАЗ. Всегда ранен, но не убит. Теперь с кондюком. IP-телефония (asterisk), CRM, звонок с сайта: siplife.ru
79002953844

12

Re: Болгарская экспедиция «Кавказ-Крым 2010»: наша часть

Савелий пишет:

Очково - однозначно

Это у тебя остаточное после "ушей". Я бы дома сидел и трясся после такого ...


У них было время и они решили поехать короткой дорогой

13

Re: Болгарская экспедиция «Кавказ-Крым 2010»: наша часть

silver_dog пишет:

Я бы дома сидел и трясся после такого .

трясся.. отошел )


УАЗ. Всегда ранен, но не убит. Теперь с кондюком. IP-телефония (asterisk), CRM, звонок с сайта: siplife.ru
79002953844

Re: Болгарская экспедиция «Кавказ-Крым 2010»: наша часть

Ну вы тут страху нагнали. 36"-е, 35"-е... В свое время (два года назад) туда преспокойно зашли Паджеро-2 на 31" гудричах в стоке и Шнива (полный сток) на родного размере колесах А/Т. Естественно без лебедок. Причем после дождика через неделю (в середине сентября). И даже спустились в Марьино.
Там клиренс вообще значения не имеет. 20 см вполне хватит. Главное - нормально работающая раздатка и мотор (чтоб не глохнуть на подъемах).


...и всё-таки Лазаревское - это хорошо!!! (с)дядя Миша

15

Re: Болгарская экспедиция «Кавказ-Крым 2010»: наша часть

Миша
Тоесть ты хочешь сказать что за ДВА!!!! года дорога не изменилась?


Ремонт лебёдок, радиостанций ,монтаж радиосетей, антенно фидерных устройств. 8 961 858 83 7шесть.

16

Re: Болгарская экспедиция «Кавказ-Крым 2010»: наша часть

Hi Com
ну по сравнению с прошлым годом особой разницы не заметил, а кое-где помоему даже получше стало


УАЗ. Всегда ранен, но не убит. Теперь с кондюком. IP-телефония (asterisk), CRM, звонок с сайта: siplife.ru
79002953844

17

Re: Болгарская экспедиция «Кавказ-Крым 2010»: наша часть

Я заметил, немного пораздолбанней местами, лес берут больше вот и последствия...
Вот а за мытьё коней в речке нас крепко поругали местные раз, типа сами же эту воду пьёте...


Любые решения для мобильного интернета LTE, 3G (YOTA, МТС, Биилайн, Мегафон, Ростелеком).
Антенно-фидерные конструкции под заказ. 918-254-777-5 Игорь.

18

Re: Болгарская экспедиция «Кавказ-Крым 2010»: наша часть

igor4737 пишет:

Я заметил, немного пораздолбанней местами, лес берут больше вот и последствия...

именно подьемы, там лес никто не берет, с лесом там только трактор спуститься, а после трактора дорога будет как подьем за Алтубиналом.


УАЗ. Всегда ранен, но не убит. Теперь с кондюком. IP-телефония (asterisk), CRM, звонок с сайта: siplife.ru
79002953844

Re: Болгарская экспедиция «Кавказ-Крым 2010»: наша часть

Hi Com
В прошлом году (2009) ездил туда. Из нынешних участников Савелий и ГАЗ-69 были тоже. Так вот в 2009 по сравнению с 2008-м дорога принципиально не изменилась. Там нет колеи от лесовозов. Где-то промоинки, где-то уклоны. Плюс к этому Савелий говорит, что в 2010 по сравнению с 2009 дорога не ухудшилась. Вот я и делаю вывод, что два года назад она была примерно такая же.
Это я собственно к тому, что тут большие колеса не нужны. Просто надежный авто с нормальным полным приводом. И по лету можно считать прогулочной дорожкой.
Есть проблемы с переездом со второй на третью смотровые площадки. Но не большие.


...и всё-таки Лазаревское - это хорошо!!! (с)дядя Миша

20

Re: Болгарская экспедиция «Кавказ-Крым 2010»: наша часть

Миша пишет:

Савелий говорит, что в 2010 по сравнению с 2009 дорога не ухудшилась

ну, в середине подьем я не мог взять исключительно потому что первая и понижайка выбивала. Ну и из за 151 карба не ехал под конец - градус хороший, счас Солекс, ему пофигу на перекосы. Сейчас понижайка круче и ничего не выбивает. Может, поэтому.. И еще, там колейка была, я падал в нее когда выбивало все время, вроде сейчас не заметил.

И на последнем каменистом я прыгал, еле выбрался сам. Сейчас нормально. Может, ездить научился немного )) Перед "плохим местом" газку даю, инерция побольше.

Кстати, имхо тойота иногда встревала исключительно от того, что тапку хозяин слабо нажимал default/wink Каши кушать надо больше default/wink


УАЗ. Всегда ранен, но не убит. Теперь с кондюком. IP-телефония (asterisk), CRM, звонок с сайта: siplife.ru
79002953844

21

Re: Болгарская экспедиция «Кавказ-Крым 2010»: наша часть

Впечатления Игоря:
А я как голубь... Лечу и сру...


УАЗ. Всегда ранен, но не убит. Теперь с кондюком. IP-телефония (asterisk), CRM, звонок с сайта: siplife.ru
79002953844

22

Re: Болгарская экспедиция «Кавказ-Крым 2010»: наша часть

Я тоже сложностей там особых не заметил (был  вавгусте в прошлом и позапрощлом году) в прошлом году -причем одной машиной ,радиально к "кресту" смотался ,единственное что плохо - уже на хребте дорога как на спуске в марьино - одной машиной -постоянно по объездам едешь ,чтобы лебедку в грязюке не разматывать ..

23

Re: Болгарская экспедиция «Кавказ-Крым 2010»: наша часть

Савелий
Ага, это когда на середине подьёма он таки заглох и пошол назад почти с такой же скоростью... метров 20 останавливался... остановился об бортик, боком...
Но штурманский рефлекс сработал, таки выскочил на порожек, перекос удалось скомпенсировать...


Любые решения для мобильного интернета LTE, 3G (YOTA, МТС, Биилайн, Мегафон, Ростелеком).
Антенно-фидерные конструкции под заказ. 918-254-777-5 Игорь.

Re: Болгарская экспедиция «Кавказ-Крым 2010»: наша часть

Oktan пишет:

а на «Топориках» бетонировали осыпающийся в реку склон

Вова, это - КИШИ, а не "Топорики".
Еще. "Инструкторская Щель"
Для реализма надо поправить default/smile

25

Re: Болгарская экспедиция «Кавказ-Крым 2010»: наша часть

73 Крузак - лучшая машина в мире...
http://farm5.static.flickr.com/4099/4944906692_189d7759df_o.jpg
а с палаткой выглядит как грузин в бальшоой кепке!


Автомагазин "УАЗ-Мастер" *** ул.Селезнёва 4\3 *** +7-918-18-89-555
Тюнинг 4х4 *** Запчасти УАЗ *** Расходники УАЗ