Тема: Болгарская экспедиция «Кавказ-Крым 2010»: наша часть
Всё началось так — к 733-му обратился Румен из болгарского внедорожного клуба «OFFroad-Bulgaria.com» за помощью, дабы мы помогли с маршрутом по территории Северного Кавказа. Изначально в планах болгар было покорение Грачевского перевала с последующим посещением Сочи, однако, они так и не получили пропуска для проезда по Сочинскому Нацпарку, да и машины оказались недостаточно подготовлены для такого перехода.
Предварительно, нами был составлен маршрут на 4 дня, для посещения всех относительно доступных достопримечательностей в районе Фишт-Оштеновской горной группы. В списке значились в порядке посещения: Хаджохская теснина, Сахрайские водопады, Гузерипль, Партизанский приют, хребет Азиш-Тау, Мезмай, Гуамское ущелье, Лагонакский хребет и на сладкое водопад под Фиштом.
Забегу наперед и скажу, что за эти 4 дня мы проехали от дома до дома 757 километров, из них треть — по местами раздолбанным грунтовкам с примесью бездорожья. Встретились с болгарскими экипажами в Майкопе, а распрощались — в Хадыженске, где они пошли к Черному морю, а мы — домой.
День первый
Итак, в пятницу утром, на парковке гостиницы «Адыгея» (в центре Майкопа) нашему взору предстали 3 машины с болгарскими номерами: TLC-73, Toyota HiLux и Hundai Terracan. На «Крузаке» и «ХайЛюксе» были лебедки, на втором была еще и грязевая резина. После осмотра техники сразу стало понятно, что Грачевский перевал этим машинам скорее всего не сдастся.
На скорую руку позавтракав, выдвинулись в путь. Сегодня по плану Хаджохская теснина, Сахрайские водопады, Гузерипль и Партизанский приют.
Так как сему мероприятию предшествовал месяц аномальной жары, река Белая была не особо полноводна, отчего Хаджохская теснина не произвела нужного впечатления, однако, все равно - красиво.
С каждым годом "Теснина" всё больше «окультуривается». Все больше перил, ступенек, фонарей, палаток с безделушками.
Покончив с "Тесниной", мы отправились к водопадам на реке Сахрай. Опять же, из-за летней засухи водопады оказались мелковатыми, однако, весьма порадовали пока еще минимальным присутствием сервиса.
По пути "Терракан" уселся на брюхо в колее, пришлось размотать новенькую лебедку на ХайЛюксе.
Выбравшись обратно на асфальт, направились в сторону Гузерипля. Полномасштабный обед устроили на Поляне золотоискателей под горой Трезубец.
Не могу не отметить тот факт, что дорогу до Гузерипля начали очень активно укреплять. Возле водопадов Руфабго затеяли грандиозную стройку со сваями и тоннами бетона, а на Кишах бетонировали осыпающийся в реку склон. В то же время дорожники местами закатывали новый асфальт.
В самом Гузерипле посетили на территории Кавказского заповедника гидроэлектростанцию и дольмен, в магазинчике затарились холодной Кока-Колой и отправились наверх, к Партизанскому приюту.
Асфальт идет еще несколько километров после приюта, после чего начинается грунтовка, в конце которой большая поляна. Далее — только тропа, ведущая к Инструкторской Щели — единственному пути с приюта на плато. На "оконечной" полянке в пятницу вечером оказалось весьма много легковых автомобилей. Пейзаж дополняла живописная куча мусора… Удручающее зрелище. Лагерь забили на пригоре, недоступном для легковых автомобилей.
День второй
Спускаться с 1700 метров решили не по асфальту, а по просеке, которую прорубили для ЛЭП. Сама просека тянется параллельно основной дороге и выходит к асфальту чуть выше приюта. Как я понял, электричество планируют протянуть от приюта до самой верхней поляны. Терракан пошел по асфальту, дабы не отрывать пластиковый обвес на дороге, пока еще изобилующей остатками деревьев.
Этот спуск мы предварительно разведали еще с вечера, одной машиной. Обратно наверх поднимались еще одной параллельной дорогой, на этот раз лесовозной. Из бонусов — оторванная антенна радиостанции, чуточку помятая крыша, а сломанный флагшток. Ну и лебедку пару раз размотали.
Далее по плану — хребет Азиш-Тау и возможно Азишская пещера. На хребет по асфальту заскочили без проблем. Расстроило обилие легковых автомобилей и граждан, устраивающих пикник прямо у обочины. Кемпинги и турбазы строятся в любых пригодных для этого местах. В общем, цивилизация шагает полным ходом, превращая это место в весьма попсовый туристический объект.
А в Азишскую пещеру так и не пошли — очереди на 1,5 часа. После по грунтовке спустились в Мезмай, по пути устроив очередной полноразмерный обед. Заночевали на перевале над Мезмаем, возле ретрансляторов.
День третий
Снова утро, снова завтрак. На бампере ХайЛюкса была обнаружена паутина, которая ехала с самой Болгарии.
Следующая по плану достопримечательность — Гуамское ущелье. Итак, ситуация в ущелье такая: с 9 до 18 часов по ущелью от входа до кафе курсирует тепловозик с тремя совковыми вагончиками. В этот период времени проход по рельсам запрещен. Билетик на поезд стоит 150 рублей. После 18 часов вечера проход по ущелью открыт. На лицо - навязанный сервис.
Вагончики на редкость беспонтовые. Грязные стекла, маленькие окошки сводят на нет любые попытки хоть что-нибудь сфотографировать. В итоге все красоты ущелья остаются «за бортом». А 70% времени поездки на паровозике созерцаешь кусты.
Покончив с «обзором» Гуамки, пошли на Лагонакский хребет. Во время подъема хапнули бездорожья, от чего Терракана решили не перетаскивать на пузе через последнюю самую глубокую лужу.
Поднялись, сфотографировались, посмотрели на горы.
Спустились с альпики, забрали "Терракан" и отправились к водопаду под Фиштом. Времени оставалось не так уж и много. В 19 часов вечера мы были под Черниговской, а до водопада было чуть меньше 40 километров. В итоге в половине девятого, уже в сумерках, развернули лагерь на полянке, не доезжая десятка километров до цели.
День четвертый
На четвертый день было запланировано посещение водопада, а потом весьма продолжительный выход к Апшеронску до АЗС.
Погода уже 3-й день к ряду радовала отсутствием облаков. По пути встретили несколько боевых машин, которые в эти же выходные штурмовали Грачевский перевал. В итоге только 2 машины смогли зайти без лебедки, да и те — на военных мостах и 37-й резине.
Опять же из-за засухи левый водопад практически полностью пересох, а правый, бьющий из дырки в скале, тоже не особо радовал.
Отдельно хочу рассказать о состоянии дороги к водопаду. Пару лет назад, когда дорогу только пробили, все было в полном порядке. Однако в силу того, что дорога являлась технологической, никто особо укреплением её не занимался. Вывод — в одном месте дорога весьма активно осыпается. Еще годик-два, и все.
На выходе, перед самым асфальтом мы вдоволь поплескались в реке, смыв с машин многодневную пыль.
В Апшеронске заправились соляркой и направились в Хадыженск. В этом городе наши с болгарами пути расходились. Они отправились через Шаумянский перевал в Туапсе, к Черному морю, дабы затем через Керченский пролив переправиться в Крым, а мы отправились домой — в Краснодар.
Болгары пообещали приехать еще раз, ведь Грачевский перевал — короткая дорога в Сочи — так и не был покорен.
Полная версия фотоотчета опубликована у меня в галерее: http://www.kotelnikov.net/photos/set_72157624847315304
Джиперская карта для навигаторов Garmin. OziExplorer и топографки для PC и автонавигаторов. +79604777774 (WhatsApp)
База GPS-треков: http://tracks.skif4x4.ru/