Re: Новый тех. регламент
Есть такой комментарий:
Естественный отбор
Предполагаемый запрет на автомобили с правым рулем в Регламент не попал, но для владельцев подобных машин установлено специальное требование: не допускаются фары ближнего света, предназначенные для дорог с левосторонним движением. Такой "недостаток" исправить можно и самостоятельно, но после придется пройти техосмотр и получить свидетельство о соответствии (Приложение N 16 к Регламенту). Внесение изменений в конструкцию машины, связанное, в частности с действием тормозной системы, рулевого управления, изменением скорости транспортного средства, а также количеством, расположением, характеристиками и действием светотехнических и звуковых сигнальных устройств, требует одобрения ГИБДД (п. 80 Регламента).
По новому Регламенту все указатели поворота должны иметь цвет излучения "Автожелтый". Соответственно, американские автомобили, где используется стандарт светотехники с красными задними указателями поворотов, из списка допускаемых автомобилей выпадают. При этом замена оптики допустима только, когда машина снята с производства. Именно тогда Регламент разрешает замену внешних световых приборов, используемых на транспортном средстве, на приборы другого типа. Получается, заменить габариты невозможно до тех пор, пока авто не снимут с производства, а это, как правило, больше 5 лет.
Шкала спидометра автомобиля должна быть проградуирована в километрах в час с равномерными интервалами. Это означает, что современные автомобили с цифровым спидометром, не имеющие шкалы, а также скоростные модели, на которых часто устанавливается спидометр с неравномерной градуировкой под Регламент не попадают (некоторые европейские модели, японские).
Машины должны иметь русифицированный интерфейс. Но это требование распространяется на транспорт, который будет выпущен в обращение с 1 января 2013 г. То есть через 3 года ввезти машину, у которой на панели приборов будет хотя бы одно слово на иностранном языке, не удастся.
Каждому автомобилю присваивается уникальный идентификационный номер VIN (Vehicle Identification Number), который, согласно Регламенту, содержит 17 знаков, что соответствует международному стандарту ISO 3779-1983. Но требования этого стандарта не являются обязательными. Действительно, его придерживаются многие производители, но некоторые компании устанавливают свои правила. В частности, на большинстве японских автомобилей вместо VIN указывается 11-значный номер кузова, соответственно, под требования Регламента такие машины не подпадают. Правда, не совсем понятно, какое отношение к безопасности автомобиля имеет идентификационный номер. Кроме того, в Приложении N 8 Регламента расписывается значение каждого из знаков, входящих в VIN. Неясно, будут ли эти положения обязательным требованием. Очевидно, если проверять соответствие каждой цифры VIN, многие автомобили ввезти не удастся.
Внешнее совершенство
Измененные требования будут распространяться только на новые, то есть свежеизготовленные или свежепривезенные машины. Хотя даже на старом автомобиле техосмотр не удастся пройти, если отдельные требования Регламента не будут соблюдены.
Запрещаются так называемые "кенгурятники": не допускается установка на транспортные средства выступающих вперед частей конструкции, крепящихся к бамперу или другим элементам передней части транспортного средства. Можно установить лишь металлические решетки массой менее 0,5 кг, предназначенные для защиты фар. Также не допускаются дополнительные предметы или покрытия, которые ограничивают водителю обзор, то есть различные игрушки и брелки на зеркале заднего вида попадают под запрет. Запрещено ездить с трещинами на ветровом стекле или с цветной пленкой шире 14 см. Государственные номера запрещено закрывать "оргстеклом и другими материалами". В номере запрещено сверлить дополнительные дырки. А если они не совпадают с местами для креплений на автомобиле, придется покупать переходные конструкции.
Отдельные требования вызывают удивление. К примеру, установленные на машине фары с маркировкой "Е" (газоразрядные фары) должны оснащаться омывателем и автоматическим устройством регулировки угла наклона. Однако омывать ксеноновые фары, которые входят в эту категорию, специалисты считают недопустимым: они могут взорваться. Регламент разрешает то, что несет потенциальную опасность - подтекание топлива. Сейчас получить техосмотр при наличии течи любой жидкости официально нереально.
В п. 6.5 Регламента говорится, что не допускаются подтекания и каплепадение топлива в системе питания бензиновых и дизельных двигателей, повторяющееся с интервалом более 20 капель в минуту. Правда, станут ли контролеры считать интервалы между каплями? Есть еще один спорный пункт: не допускается самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе. А как же появляющиеся автомобили с системой автопарковки? То есть для того, чтобы припарковаться, достаточно нажать на кнопку и машина сама встанет параллельно с выбранным местом. Руль при этом самостоятельно вращается.
Вне вопросов безопасности
В Регламенте описана процедура сертификации и технические требования к автомобилям, в том числе ввозимым в страну. Эти разделы в большей степени касаются производителей и продавцов машин, кто собирается выпускать на российский рынок новые машины. Но сюрпризы есть и для автолюбителей.
Прежде чем машина будет выпущена в продажу, она проходит сертификационные испытания, которые установят, соответствует ли машина стандартам, действующим в данной стране. Заботиться об этом должны продавцы, но Регламент вводит такой термин, как "единичное транспортное средство". Таковым считается транспортное средство, изготовленное в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке внесены изменения, или изготовленное в индивидуальном порядке, или ввозимое в индивидуальном порядке. Получается, что Регламент затронет граждан, ввозящих автомобили для личного пользования. Тот, кто решится пригнать машину, станет заявителем, которому придется пройти оценку соответствия и получить документ, называющийся "Одобрение типа транспортного средства". Без него машина в обращение не выпускается. А для одобрения необходим пакет документов, куда входит, в частности, техническое описание машины с чертежами, протоколы испытаний. Подобные бумаги есть у производителя и официального представителя, сможет ли их раздобыть частное лицо?
Согласно Регламенту производитель, не являющийся резидентом в России, должен иметь у нас в стране единственного представителя, которым может стать только юридическое лицо. Именно он и будет обеспечивать выпуск на российский рынок новых моделей автомобилей. Как вы понимаете, о конкуренции здесь речи быть не может. Приобретать автомобили можно будет только у официальных представителей и, вероятно, это сразу скажется на цене. Регламент допускает разнообразие только в отношении запчастей. Продавать комплектующие сможет любой бизнесмен, а не единственный официальный представитель.
Регламент распространяется не только на автомобили, но и на мопеды и мокики. Сейчас в отношении этих транспортных средств не требуется получать одобрение типа, соответственно таких проблем, как с автомобилями при ввозе этих транспортных средств нет. С вступлением в силу Регламента мокики станут полноценными транспортными средствами. И перед тем как будут выпущены в продажу, им придется пройти испытания, предусмотренные для автомобилей. Конечно, импорт это не остановит, но, скорее всего, сократит. Кроме того, дополнительная документация, необходимость прохождения испытаний - это время и затраты, которые непременно скажутся на цене.
Е.Власов
Эксперт журнала
Подписано в печать
08.10.2009
8-918-494-77-28, http://www.apbareopag.ru/