Тема: поселок Шпалорез (Отдалённый)
Ребята, в мае планируется выезд в этот поселок, все понятно, трек есть, но может будут какие нибудь советы, подсказки, нюансы по поводу достопримечательностей и т.д.?
Внедорожный портал клуба «Скиф 4х4»
Одного из крупнейших клубов Юга России
Вы не вошли. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
Ребята, в мае планируется выезд в этот поселок, все понятно, трек есть, но может будут какие нибудь советы, подсказки, нюансы по поводу достопримечательностей и т.д.?
Там не далеко водопад есть красивый (не под Фиштом)
Посёлок Отдалённый (Шпалорез)
Когда в сибирской глухомани обнаружили староверов Лыковых, для журналистов объявился «жареный» факт. Еще бы! На рубеже XXI века таежные люди преспокойно существовали вдали от цивилизации. И не нуждались в ней вовсе — философия жизни у них такая. Но за потрясающими фактами, оказывается, далеко ходить не надо. Вот они, под боком в Апшеронском районе, всего в нескольких часах езды от Краснодара. Только в отличие от сибирских отшельников жители кубанской глубинки, отрезанные от внешнего мира, страдают от того, что остались без связи с этой самой цивилизацией.
Поселок Отдаленный — самая крайняя точка на карте Апшеронского района со стороны Кавказского хребта. Он — «столица» Новорежетского сельского округа с численностью населения 683 человека. Входят в округ, помимо Отдаленного, поселок Новый Режет, два села — Средние Тубы, Старый Режет, и один хутор — Верхние Тубы. Все пять административных единиц практически отрезаны от большой земли. Добраться сюда можно лишь по узкоколейной железной дороге, изношенной до предела. Автомобильный путь имеется, но крутые горные склоны с такими ухабами и буераками пригодны разве что для экстремального туризма. Ибо любой автомобиль может попросту развалиться на этом ухабистом пути. Местные жители знают это и у них одна транспортная артерия - узкоколейка. Дорога жизни. Та, что на ладан дышит. Проходит она через ущелье с символичным названием «Волчьи ворота», будто намекающим, что там, за воротами, начинается дикий мир.
Впрочем, начинается он немного раньше, в селе Черниговском, когда садишься в маленький вагончик — матрицу, или, как еще говорят, дрезину. Это специальное транспортное средство — ТУ-8П — для пассажирских перевозок по УЖД. Весит оно 16 тонн, но во время движения дрожит, как пушинка. Это вызвано тем, что шпалы, удерживающие железнодорожную ветку, во многих местах прогнили, в результате чего рельсы стали подобны балансирующему в воздухе канату. И машинист, словно канатоходец без страховки, ежедневно совершает трюки над пропастью, рискуя собственной жизнью и подвергая такому же риску жизнь пассажиров.
Два-три раза в неделю случается авария, когда матриса вместе с людьми сходит с рельсов прямо на землю. У машиниста есть рация, по ней он и вызывает аварийную службу. Вагончик устанавливают на рельсы, и движение продолжается. Как ни в чем не бывало. Люди к такому «графику падений» уже привыкли. Привыкли к синякам, ушибам, страху. А куда им деваться? Они согласны терпеть что угодно, лишь бы не закрыли «железку». Тогда им конец, — так говорят сами жители. Продукты питания, медикаменты, горючее — все, что необходимо для человеческой жизнедеятельности, доставляется в округ по железной дороге. Проблемы УЖД на одних только прогнивших шпалах не заканчиваются. В некоторых местах узкоколейка проходит над горными реками - через мосты, которые во время паводков периодически разрушаются. И вот тогда людей охватывает паника. Местные власти в срочном порядке мобилизуют все силы на восстановление мостов, но это далеко не капитальный ремонт. Узкоколейка с ее мостами принадлежит частному предприятию ОАО «Апшеронсклеспром».
Когда-то всех этих проблем просто не существовало. Инфраструктура Новорежетского сельского округа находилась на балансе леспромхоза, гремевшего на всю страну в годы советской власти. Это предприятие строило горные поселки, дороги, мосты, потому что имело немалые средства и могло себе такое позволить. Отдаленный, например, в ту пору являл собой настоящий лесной оазис. Добротный клуб, два кирпичных двухэтажных дома, баня, столовая, пекарня - все это построил леспромхоз. Живи и не тужи, как говорится. Но когда началась перестройка, леспромхоза не стало. Воздвигнутая им инфраструктура постепенно пришла в упадок. А люди, сердцем прикипевшие к этим местам, остались у разбитого корыта. Куда бежать? Шутка ли, по 20–30 лет здесь живут. И на какие средства бежать-то?
Дорога к водопаду
Переехав мост в Отдалённом, сразу поворачиваем направо и начинаем подниматься вверх, на подьеме обернитесь назад – будет открываться шикарный вид на посёлок Отдаленный.
Далее вы будете двигаться по лесовозной дороге, да да как ни странно, но по ней возят лес, без колеи и больших ухабов. На протяжении почти всей дороги до водопада перед вами будут открываться виды Собор-Скалы. Фотографируйте ее возможно вы и увидите ту пещеру, где адыги спрятали своё золото.
Водопад без названия
Координаты: N44 03,418 E39 35,257
Оставив машину, вам предстоит пешая прогулка, часа на 1.5, при этом вам предстоит пройти по ручью метров 400. Хочу обратить внимание, что натоптаной тропинки там нет и придётся идти среди больших и малых валунов. Порой они скользкие и пройти через них не замочив ноги не удастся. Поэтому советуем одеть обувь, которая не скользит на камнях и её можно будет снять после пешей прогулки.
Вообщем фотоснимки местности со спутника супостата оказались настолько точными, что когда закончилась дорога, у нас то же закончился контрольный трек. До водопада по прямой было 1,6 км. Сложность была в том, что предстояло идти вверх по ручью. Русло как и ожидалось было завалено огромными валунами. Неожиданно после трёх, четырёх поворотов дорогу нам преградил водопад, по координатам это был не тот водопад который мы искали, но обойти его и продолжить наше движение мы не могли. Так как водопад находился внизу каньона высотой метров сто и отвесные стены не давали нам шансов обойти его. Прикинув высоту водопада, а она была метров 15-20 мы поняли, что он соответствует высоте, водопада на карте, плюс от стоянки машин всего метров 300-400 и на прогулку было затрачено1,5 часа времени. Мы решили, что геодезисты 50-60х годов не очень точно нанесли на карту место водопада, тем более у них не было в руках прибора навигации «гармин» и мы нашли то, что искали. А участникам экспедиции предстоит оценить красоту этого водопада и придумать ему название.
Собор-Скала
Собор-скала - расположена в одном из самых отдаленных и труднодоступных мест края, в верховьях реки Пшехи Апшеронского района. Это грандиозный скальный утес, достигающий своей вершиной высоты 1205 м. Он протягивается в длину на 1,5 км, высота южных стен достигает 300—350 м, ширина 150—200 м. Из-за своих устремленных в небо вертикальных линий и своеобразных форм напоминает средневековый готический собор. Видимо, за такое сходство ее и назвали Собор-Скалой.
Массив Собор-Скалы сложен серой массивной породой гранитоидного состава — кварцевым порфиром и туфами. Из-за большей стойкости к процессам разрушения этих пород высота скал постепенно увеличивается относительно окружающих склонов. Ниже скал произрастают дуб, граб, бук. Редко встречаются каштаны и пихты. Рядом родник.
В советские времена ребята из адлерского авиаотряда не раз летали вокруг Собор-скалы на вертолете, все золото высматривали, которое, как говорят, древние адыги там припрятали,- рассказал сопровождавший нас лесник Василий. - Но так ничего и не нашли. Нынешние альпинисты и скалолазы, которые время от времени наведываются к Собору, тоже нет-нет да и зависнут на веревке напротив какой-нибудь пещеры...
Под Собором, чуть ниже на склоне, стоит маленькая ‹часовенка‹ - еще одно небольшое скальное образование. Оттуда струится ручей. Считается, что вода заряжена сильной космической энергией. Иначе как объяснить недюжинную выносливость местных бабулек, которые регулярно взбираются по очень крутому склону в многочасовых походах за этой самой водицей.
Рядом с Собором еще одно чудо природы, при виде которого захватывает дух, гора Спящий Черкес. Громадных размеров ‹мужчина‹, покрытый деревьями, лежит себе и в небо смотрит. Четко видны лоб, характерный нос с горбинкой, подбородок, шея, туловище.
Апшеронская узкоколейная железная дорога
Апшеронская узкоколейная железная дорога является одним из самых необычных объектов железнодорожного транспорта России. Это последняя сохранившаяся в стране «горная» лесовозная узкоколейная железная дорога. Она состоит из основной, магистральной линии протяжённостью 59 километров — от станции Апшеронская до станции Отдалённый (Шпалорез), и одного короткого ответвления длиной 2,5 километра — от 40 километра до Кушинки.
Апшеронская узкоколейная железная дорога когда-то по схеме своего функционирования, внешнему облику станций была вполне сопоставима с железнодорожной линией общего пользования МПС СССР.
По официальным данным, Апшеронская узкоколейная железная дорога существует с 1927 года. Первоначально линия лишь на небольшом участке углублялась в горный массив. Известно, что позднее, в 1930-х годах, при строительстве новых участков узкоколейной железной дороги использовался рабский труд заключённых.
Горная линия от Черниговской до Шпалореза, по воспоминаниям жителей этих мест, полностью была открыта в 1940-х годах. Сохранившиеся пока ещё каменные вокзалы на станциях Самурская и Черниговская имеют на своих фасадах рельефные цифры, напоминающие о годах их постройки — 1955 и 1956. Это были времена расцвета узкоколейной железной дороги.
На горной линии самым дальним населённым пунктом, южным опорным центром лесозаготовок в 1940-е годы стал посёлок, который был наименован довольно странно: Отдалённый. Другое его название (неофициальное, но почти единственно употребляемое в разговорной речи) — Шпалорез. Посёлок Шпалорез когда-то не являлся конечным пунктом узкоколейной железной дороги. Она уходила дальше в глубину гор — по воспоминаниям местных жителей, было 14 километров линии к югу от Шпалореза. Этот участок перестал использоваться с конца 1960-х годов. Ныне он полностью разобран.
В конце 1960-х — начале 1970-х годов конечным пунктом восточной линии Апшеронской узкоколейной железной дороги стала станция Темнолесская. «Верхняя» часть линии, от Темнолесской до Камышановой Поляны и далее, была разобрана. Дальнейшая судьба восточной линии оказалась необычна. В 1980-е годы произошло сильное наводнение, в результате которого участок Самурская — Гуамка был частично разрушен. И это привело к нестандартному результату — на карте России появилась новая узкоколейная железная дорога (от Гуамки до Мезмая).
Самое необычное в нынешнем положении Апшеронской узкоколейной железной дороги — то, что она ещё действует. Иначе как чудом это не назвать. Неоднократно ставился вопрос о переходе на автомобильный вывоз леса, разборке равнинного участка от Апшеронска до Черниговской. Но узкоколейная железная дорога всякий раз побеждала.
В 1992 году между Черниговской и Режетом произошёл обвал, в результате чего движение по узкоколейной железной дороге прекратилось на несколько месяцев. Жители лесных поселков вспоминают то время с ужасом, называя его блокадой.
В 1998 году была достигнута договорённость о ремонте пути Железнодорожными войсками России. Ремонту подвергся южный, горный участок линии (всего примерно 9 километров в районе станции Средние Тубы). Работники железной дороги высказываются об этом крайне неодобрительно: «чья-то сделка по отмыванию денег», «некачественные работы», «после этого нам самим пришлось всё переделывать». В 1999 году Железнодорожные Войска ушли с Апшеронской узкоколейной железной дороги.
Можно отметить, что с конца 1990-х годов дорога получила всемирную известность. На её осмотр не раз приезжали граждане самых различных стран. Для них устраивались специальные рейсы пассажирского поезда. Одним из событий новейшей истории Апшеронской узкоколейной железной дороги стала поездка по ней съёмочной группы телевидения и показ телерепортажа по каналу ТВС в декабре 2002 года.
А никто не хочет съездить в Тубы или Шпалорез?
и троих спелеологов туда от Черниговского забросить, а может и обратно потом забрать;-)
А никто не хочет съездить в Тубы или Шпалорез?
![]()
и троих спелеологов туда от Черниговского забросить, а может и обратно потом забрать;-)
А когда нужно?
Ага...спелеологов....такие спелеологи, с лопатами и металлоискателями....;)
Иванович, точняк!
Иванович, главное что бы спелеологи бутылки с собой увезли!
Иванович, главное что бы спелеологи бутылки с собой увезли!
Игорь, прочитав сообщение :
... троих спелеологов туда от Черниговского забросить, а может и обратно потом забрать;-)
можно сделать вывод, что туда они будут добираться загруженные и поэтому просят их "забросить". А назад планируют быть налегке, но в зависимости от самочувствия предполагают, что их нужно будет оттуда вывозить
.
Отредактировано Штуша-Кутуша (05.10.2016 10:30:16)
А когда нужно?
В зависимости от того как отпустят с работы Краснодарского участника планируем либо с вечера 7го по 11е, либо с вечера 14го по 18е.
Ага...спелеологов....такие спелеологи, с лопатами и металлоискателями....;)
Нет, настоящие - с веревками и железками;-). Сборная группа из Краснодара, Майкопа и Сочи.
Фотографии из некоторых наших поездок в прошлом году можно посмотреть здесь - http://speleosite.ru/info/Caves/Sochi/
главное что бы спелеологи бутылки с собой увезли!
У спелеологов сейчас принято очень бережное отношение к природе - как в самой пещере, так и на заброске. Весь несжигаемый мусор уносится с собой обратно. А бутылки не берем вообще;-).
туда они будут добираться загруженные и поэтому просят их "забросить". А назад планируют быть налегке
Загруженные и туда и обратно, причем обратно даже бывает побольше - мокрые и в глине веревки и комбезы увеличивают свой вес. Но туда - это 16км в гору топать, а обратно уже с горы, что легче. Поэтому доехать туда - гораздо важнее, но если будет возможность и обратно - еще лучше!
А на попутках не доедут? Там все время машины гоняют.
Отредактировано irina232 (05.10.2016 15:58:21)
Сколько людей?
И машин и лесовозов сутра полно ездиет, не каких проблем с попуткой
maikop01rus,троих спелеологов туда от Черниговского забросить, вроде так
Попутки до шпалореза? Да ладно...пара машин в день....
Едет три человека с большими рюкзаками, если повезет с попутками конечно хорошо, но обычно народ с рюкзаками никто не рад себе запихивать..
На эти выходные отменилось: Краснодарский участник - хирург, и что-то у них там случилось в больнице, не сможет уехать.
Планируем теперь на 14-18, в ближайшие пару дней должно быть точно известно.
Вообще нам надо вот сюда:
От Черниговского топать 16км, а от Тубы (Средние) - уже 7км.
А то может и вообще кто прям наверх завезти сможет
Куда вам надо уже и так понятно). На эти числа (примерно)мы собираемся ехать, можно подумать над вашей заброской.
Отлично!
Как наш врач подтвердит что его отпускают, сразу сообщу!
Наш врач подтвердил что отпускают его!
irina232, написал в личку.
Ответила на мыло.
С запозданием, но выложил фото-видео с поезки - https://speleosite.ru/info/Caves/Sochi/ _2016.html
На Грачевский мы на стандартных деликах поднимемся 1-го мая со стороны Шпалореза? Что там со снегом в этом году?
Выживание в отдаленных поселках леспромхоза. Узкоколейные железные дороги – нитки, связывающие эти поселки с цивилизацией. Одна из таких узкоколеек уходит в горы Краснодарского края, добраться туда можно на "Матрице" (так местные называют автомотрису – автобус на рельсах). Путь проходит через село Черниговское, хутор Кушинка, поселки Режет, Тубы и Отдаленный (поселение Шпалорез).
P.S. Полноценный отчет о четырехдневном походе по Апшеронской узкоколейной железной дороге выйдет позже...
Класс! И озвучка шикарная.
50. Апшеронская узкоколейная железная дорога
Апшеронская узкоколейная железная дорога является одним из самых необычных объектов железнодорожного транспорта России. Это последняя сохранившаяся в стране «горная» лесовозная узкоколейная железная дорога. Она состоит из основной, магистральной линии протяжённостью 59 километров — от станции Апшеронская до станции Отдалённый (Шпалорез), и одного короткого ответвления длиной 2,5 километра — от 40 километра до Кушинки.
Апшеронская узкоколейная железная дорога когда-то по схеме своего функционирования, внешнему облику станций была вполне сопоставима с железнодорожной линией общего пользования МПС СССР.
По официальным данным, Апшеронская узкоколейная железная дорога существует с 1927 года. Первоначально линия лишь на небольшом участке углублялась в горный массив. Известно, что позднее, в 1930-х годах, при строительстве новых участков узкоколейной железной дороги использовался рабский труд заключённых.
Горная линия от Черниговской до Шпалореза, по воспоминаниям жителей этих мест, полностью была открыта в 1940-х годах. Сохранившиеся пока ещё каменные вокзалы на станциях Самурская и Черниговская имеют на своих фасадах рельефные цифры, напоминающие о годах их постройки — 1955 и 1956. Это были времена расцвета узкоколейной железной дороги.
На горной линии самым дальним населённым пунктом, южным опорным центром лесозаготовок в 1940-е годы стал посёлок, который был наименован довольно странно: Отдалённый. Другое его название (неофициальное, но почти единственно употребляемое в разговорной речи) — Шпалорез. Посёлок Шпалорез когда-то не являлся конечным пунктом узкоколейной железной дороги. Она уходила дальше в глубину гор — по воспоминаниям местных жителей, было 14 километров линии к югу от Шпалореза. Этот участок перестал использоваться с конца 1960-х годов. Ныне он полностью разобран.
В конце 1960-х — начале 1970-х годов конечным пунктом восточной линии Апшеронской узкоколейной железной дороги стала станция Темнолесская. «Верхняя» часть линии, от Темнолесской до Камышановой Поляны и далее, была разобрана. Дальнейшая судьба восточной линии оказалась необычна. В 1980-е годы произошло сильное наводнение, в результате которого участок Самурская — Гуамка был частично разрушен. И это привело к нестандартному результату — на карте России появилась новая узкоколейная железная дорога (от Гуамки до Мезмая).
Самое необычное в нынешнем положении Апшеронской узкоколейной железной дороги — то, что она ещё действует. Иначе как чудом это не назвать. Неоднократно ставился вопрос о переходе на автомобильный вывоз леса, разборке равнинного участка от Апшеронска до Черниговской. Но узкоколейная железная дорога всякий раз побеждала.
В 1992 году между Черниговской и Режетом произошёл обвал, в результате чего движение по узкоколейной железной дороге прекратилось на несколько месяцев. Жители лесных поселков вспоминают то время с ужасом, называя его блокадой.
В 1998 году была достигнута договорённость о ремонте пути Железнодорожными войсками России. Ремонту подвергся южный, горный участок линии (всего примерно 9 километров в районе станции Средние Тубы). Работники железной дороги высказываются об этом крайне неодобрительно: «чья-то сделка по отмыванию денег», «некачественные работы», «после этого нам самим пришлось всё переделывать». В 1999 году Железнодорожные Войска ушли с Апшеронской узкоколейной железной дороги.
Можно отметить, что с конца 1990-х годов дорога получила всемирную известность. На её осмотр не раз приезжали граждане самых различных стран. Для них устраивались специальные рейсы пассажирского поезда. Одним из событий новейшей истории Апшеронской узкоколейной железной дороги стала поездка по ней съёмочной группы телевидения и показ телерепортажа по каналу ТВС в декабре 2002 года.
53. Посёлок Отдалённый (Шпалорез)
Когда в сибирской глухомани обнаружили староверов Лыковых, для журналистов объявился «жареный» факт. Еще бы! На рубеже XXI века таежные люди преспокойно существовали вдали от цивилизации. И не нуждались в ней вовсе — философия жизни у них такая. Но за потрясающими фактами, оказывается, далеко ходить не надо. Вот они, под боком в Апшеронском районе, всего в нескольких часах езды от Краснодара. Только в отличие от сибирских отшельников жители кубанской глубинки, отрезанные от внешнего мира, страдают от того, что остались без связи с этой самой цивилизацией.
Поселок Отдаленный — самая крайняя точка на карте Апшеронского района со стороны Кавказского хребта. Он — «столица» Новорежетского сельского округа с численностью населения 683 человека. Входят в округ, помимо Отдаленного, поселок Новый Режет, два села — Средние Тубы, Старый Режет, и один хутор — Верхние Тубы. Все пять административных единиц практически отрезаны от большой земли. Добраться сюда можно лишь по узкоколейной железной дороге, изношенной до предела. Автомобильный путь имеется, но крутые горные склоны с такими ухабами и буераками пригодны разве что для экстремального туризма. Ибо любой автомобиль может попросту развалиться на этом ухабистом пути. Местные жители знают это и у них одна транспортная артерия - узкоколейка. Дорога жизни. Та, что на ладан дышит. Проходит она через ущелье с символичным названием «Волчьи ворота», будто намекающим, что там, за воротами, начинается дикий мир.
Впрочем, начинается он немного раньше, в селе Черниговском, когда садишься в маленький вагончик — матрису, или, как еще говорят, дрезину. Это специальное транспортное средство — ТУ-8П — для пассажирских перевозок по УЖД. Весит оно 16 тонн, но во время движения дрожит, как пушинка. Это вызвано тем, что шпалы, удерживающие железнодорожную ветку, во многих местах прогнили, в результате чего рельсы стали подобны балансирующему в воздухе канату. И машинист, словно канатоходец без страховки, ежедневно совершает трюки над пропастью, рискуя собственной жизнью и подвергая такому же риску жизнь пассажиров.
Два-три раза в неделю случается авария, когда матриса вместе с людьми сходит с рельсов прямо на землю. У машиниста есть рация, по ней он и вызывает аварийную службу. Вагончик устанавливают на рельсы, и движение продолжается. Как ни в чем не бывало. Люди к такому «графику падений» уже привыкли. Привыкли к синякам, ушибам, страху. А куда им деваться? Они согласны терпеть что угодно, лишь бы не закрыли «железку». Тогда им конец, — так говорят сами жители. Продукты питания, медикаменты, горючее — все, что необходимо для человеческой жизнедеятельности, доставляется в округ по железной дороге. Проблемы УЖД на одних только прогнивших шпалах не заканчиваются. В некоторых местах узкоколейка проходит над горными реками - через мосты, которые во время паводков периодически разрушаются. И вот тогда людей охватывает паника. Местные власти в срочном порядке мобилизуют все силы на восстановление мостов, но это далеко не капитальный ремонт. Узкоколейка с ее мостами принадлежит частному предприятию ОАО «Апшеронсклеспром».
Когда-то всех этих проблем просто не существовало. Инфраструктура Новорежетского сельского округа находилась на балансе леспромхоза, гремевшего на всю страну в годы советской власти. Это предприятие строило горные поселки, дороги, мосты, потому что имело немалые средства и могло себе такое позволить. Отдаленный, например, в ту пору являл собой настоящий лесной оазис. Добротный клуб, два кирпичных двухэтажных дома, баня, столовая, пекарня - все это построил леспромхоз. Живи и не тужи, как говорится. Но когда началась перестройка, леспромхоза не стало. Воздвигнутая им инфраструктура постепенно пришла в упадок. А люди, сердцем прикипевшие к этим местам, остались у разбитого корыта. Куда бежать? Шутка ли, по 20–30 лет здесь живут. И на какие средства бежать-то?
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
© Внедорожный клуб «Скиф 4х4», 2005—2022