1

Тема: Великий шелковый путь. Средняя Азия 2019

Проект "Регис"

Исторический маршрут:
Кендирли Сор-Шеркала-Каракалпакия-Шурча-крепость Чилпык-Хорезм-Арк-Согдиана-Старый Памирский тракт-Талас
-Кипчакские (Половецкие) степи-Сауран-Санганак-Туркестан

Современный маршрут движения:
Краснодар-Элиста-Астрахань-Атерау-Бейнеу-Жанаозен-Бейнеу-Нукус-Ургенч-Хива-Бухара-Самарканд-Агрен-Ош
-СараТаш-Ош-Жалалабад-Талас-Шымкент-Кызыл-Орда-Байконур-Аральск-Актюбе-Уральск-Саратов-Волгоград-Сальск-Краснодар

Протяженность маршрута 10115 км.
Время в пути 31 день

Традиционно корявая карта
https://c.radikal.ru/c26/1910/ae/bd14dc921113.jpg

Всё началось с того, что под Новый год встретился со своим старым другом и он пригласил к себе в гости на  Байконур. Когда мы возвращались из Монголии по одному и тому же маршруту, было абсолютно неинтересно глазеть на те же самые тысячи километров ёлок и болот, была мысль съехать на юг и вернуться через Казахстан. Хорошо что не съехали. Год был весьма удачным на самые неудачные события, и куда-нибудь отправиться в путешествие совершенно не получалось.
Где-то к концу лета появилось свободное время. Потом оказалось, что в других близлежащих странах люди живут не так чудесно как в России, и средняя стоимость 92-го бензина в среднем 26 рублей за литр, что кардинально решило направление поездки, её продолжительность по срокам и расстояниям. Машина была готова к дальним путешествиям ещё с прошлого года. Весной были произведены работы с салоном (утеплил кузов 50 мм матами вспененного полиэтилена поверх шумки и 5 мм пенофола), что в последствии сыграло свою положительную роль в пустынях Мангышлака и Каракалпакии.

Маршрут разделился на четыре отдельных блока:
1.    Казахстан. Прикаспийская низменность. Природное великолепие полуострова Мангышлак.
(Есть у него современное название – Мангистау). Лично мне оно не нравится. Мангышлак есть Мангышлак.
2.    Узбекистан. Города Великого шелкового пути.
3.    Киргизстан. Горы.
4.    Казахстан. Город Байконур. Космодром Байконур.

Если раньше казалось что сама поездка на Байконур весьма пустая трата бензина, то при изучении карты достопримечательностей, а также после открытия что есть вполне живая дорога по маршруту Бейнеу-Нукус, стало понятно что она может быть и очень интересной.  Масла в огонь плеснул и многоуважаемый Александр Козлов, альпинист и просто очень хороший человек, который провёл этим летом 23 дня в ущельях и горах Киргизии. Чарующие интонации  в его голосе как бы намекали о том, что хочешь не хочешь, но и там бы “Wish You Were Here”.

Около недели ушло на проработку маршрута, подготовку, сборы. Из них большая часть времени и сил традиционно была потрачена на ремонт системы охлаждения.

В сравнении с экспедиционным списком Монголии машина была просто пустой. Никаких лебедок, радиостанций и прочего. Режим 4х4 за всё время не включался. Но на великолепных автобанах Астрахань-Атырау, вдоль Кендирли Сора, и потом по всему Узбекистану, долго поминал простоту и практическую неубиваемость газелевской рессорной подвески самым добрым словом.

Отредактировано Cfif (25.10.2019 19:46:29)

2

Re: Великий шелковый путь. Средняя Азия 2019

Полуостров Мангышлак. Устюрстский государственный заповедник.
https://www.ustirt.kz/ru/

Лучше всего посмотреть это видео https://www.youtube.com/watch?v=WJKWPQVjsqc


https://a.radikal.ru/a10/1910/b6/53dadd9bb6f3.jpg

Западный чинк Кендирли Сора.
Не смотря на то что напоминает пирожное очень крепкая и твердая субстанция.
Говорят среди этих причудливых скал находят зубы древних акул.

https://c.radikal.ru/c01/1910/d8/a297e9df7ff6.jpg

К такому неистовому буйству растительности понемногу начинаешь привыкать.
А у местных отмечен рефлекс. Чуть что, при первой возможности сразу в тень.
У нас такого нет. Мы жители севера Кавказа всё равно любим погреться на солнышке.


https://c.radikal.ru/c00/1910/ac/178c4b97e179.jpg

Абсолютно иной мир.

https://c.radikal.ru/c37/1910/92/22a7883708bd.jpg

https://a.radikal.ru/a15/1910/a0/4cb817a932af.jpg

https://b.radikal.ru/b18/1910/60/0233779d83ee.jpg

Каждую неделю егеря заповедника по этим дорогам проезжают почти полтысячи километров на смену кордонам.
Век НТР на дворе, а на джипах всё также отстреливают краснокнижных архаров из карабинов.

Архаров наконец-то увидели, но мало и в бинокль.

https://a.radikal.ru/a23/1910/3a/a0b0ec7693b7.jpg

https://c.radikal.ru/c38/1910/69/cdd4f23e857d.jpg

Знаменитый колодец Кугусем.
Когда-то здесь проходила караванная тропа.
Чинк и впадина очень удобный ориентир среди пустыни.
В этом месте несколько балок сходятся в одну и кто-то очень мудрый вырыл колодец.
Может две, а может и три тысячи лет назад.
Сейчас работники музея его закрыли, скорее всего от пыли и грязи.
Вода чистейшая и холодная, с плавающими термитами, которые нашли воду, но которым не повезло.

https://b.radikal.ru/b02/1910/e5/891897c20f77.jpg

Дно бывшего океана Тетис.

https://a.radikal.ru/a39/1910/23/c5bd7389550a.jpg

Наверное археологи разобрались когда приблизительно был поставлен памятник.
Всё пронумеровано.
На первый взгляд, учитывая круглогодичное отсутствие осадков - дьявольски старый памятник.

https://b.radikal.ru/b16/1910/12/f7fb44ccd74f.jpg

Судя по всему рядом было городище. Вполне возможно вкруг колодца Кугусем.

https://c.radikal.ru/c23/1910/d9/f71a6c6b35f2.jpg

https://d.radikal.ru/d21/1910/67/2169b3c653f0.jpg

https://b.radikal.ru/b09/1910/01/bbc4399730b3.jpg

Впадина и солончак - Кендирли Сор

https://d.radikal.ru/d24/1910/7d/85b29af33565.jpg

Термитник. Термиты скушали растение и вокруг него построили нечто по прочности напоминающее коралл.
Среди пустыни около дороги зацепил как-то термитник, думал что он вроде рыхлой горки.
Куда-там. Удар был как будто налетели на камень.

https://b.radikal.ru/b11/1910/db/57135b5cc3ce.jpg

Конечно, сейчас понимаешь, что дорога вкруг по чинкам Кендирли Сора - одна из интереснейших и трудных дорог в жизни.

https://a.radikal.ru/a08/1910/f5/6d58d58c13f2.jpg

https://b.radikal.ru/b03/1910/ac/9c16a094c7f4.jpg

В какой-то момент раздолбанная грунтовка переходит в меловой такыр у подножия чинка и превращается в одну сплошную
идеально ровную поверхность как у соляного озера и можно идти под сотню.

https://a.radikal.ru/a43/1910/6d/e353b04bfd5a.jpg

Для меня лично синоним слову "Мангышлак" был и остается "смерть".
Однозначно, прикубанский городской житель, взращенный с детства на розовых помидорах и вине "Изабелла",
оставив свой тернистый асфальтовый путь, в зависимости от способностей, думаю, готов сдохнуть там достаточно быстро и весьма мучительно.
Монголия, в сравнении с этим раем под жарящим солнцем, трансмонгольская  поездка по пустыням и степям - не просто детская прогулка, а дефиле
супермоделей в розовых колготках с бантиками.
Режущее песок и кожу солнце.
Нет воды, еды и бензина.
Пыль, о составе которой даже не хочется догадываться.
Мельчайшая пыль, которая не просто везде, а которая песчанная, соленая, содовая и разъедает.
Пыль, которая цементом схватывается везде, куда она попала.
Если в Монголии можно было хоть как-то привести в порядок машину и лечь спать, то теперь слой пыли, легкой как пух, почти в палец толщиной на спальном месте, в еде, в воде после дня и двухста с лишним километров пути по чинкам Кендирли Сора.
В ночь перед выездом сторож управления заповедника на сон грядущий рассказывает про молодую семью из Воронежа, которая сбилась в пути (легко!), заблудилась (элементарно!), осталась без воды и бензина (быстро!) и погибла вместе с двумя маленькими детьми, в попытках найти тень, забившись под машину и до костей расцарапав пальцы, ковыряя пустыню.
Страхи-страхами, но сторож простит набрать все емкости водой. А потом приносит ещё две пустых полторашки и наполняет их из под крана.
Пригодится!!!
Администрация заповедника предупреждает, чтобы взяли максимальный запас топлива.
Теперь контроль строгий. Пропуск. Въезд-прохождение-выезд.
От города до заповедника и вкруг него больше полтысячи километров.
По пути дороги, колодцы и кладбища с мавзолеями ещё с Шелкового пути и им даже непонятно сколько лет - может тысяча, может две, может три.
А может и больше.
Увиденное стоит всего.

Отредактировано Cfif (10.10.2019 22:37:54)

3

Re: Великий шелковый путь. Средняя Азия 2019

вот место, где серые просторы  этих бездушных страниц наполнятся голубыми озерами моих слез, пролитых в тоске за землей священных садов древнего Ирама
default/sorry


Мезмай головного мозга

4

Re: Великий шелковый путь. Средняя Азия 2019

Узбекистан.
Каракалпакия. Кызылкумы.Нукус.Крепость Чаплык.Хива.Бухара.Самарканд.Ангрен.Ферганская долина.

Хива.

https://a.radikal.ru/a33/1910/4f/aeee609765c6.jpg

Тушканчик.
Только слепой ленивый не снимает их в поездках по Азии.
В пути перечитывал Ильфа и Петрова. В главе про вагон журналистов про это самое они и писали.

https://a.radikal.ru/a07/1910/8d/9aab99872180.jpg

Ночевка в Кызылкумах.
Воды нет, растительности немного, населена шакалами, песчаными лисичками, ужасными громадными жуками на длинных лапах.
А так весьма спокойное место. Никого нет. Никто не тревожит.


https://c.radikal.ru/c04/1910/08/9618a460ff95.jpg

Интересно было глянуть как растет хлопок.
Пустыня закончилась практически мгновенно.
Появился оазис.
Дорогу стали пересекать мосты через полноводные каналы.
Появились селения.
Вдоль дороги выросли горы арбузов и знаменитых узбекских дынь.
Система продажи не на вес, а на штуку.
И появились хлопковые поля.
Коробочки оказались не коробочками, а этакими громадными желудями.
А сам хлопок - куски ваты на стеблях, с уплотнениями внутри.

https://d.radikal.ru/d13/1910/c1/73236b690ba3.jpg

Ну здесь все понятно: температура внутри и снаружи.
Датчики: в салоне на уровне колен и под пластиком кузова снаружи на уровне днища.
В принципе переносится нормально т.к. воздух сухой.
При отсутствии штатного кондиционера с собой были взяты два дополнительных вентилятора.
Использовали только раз, когда семь с половиной часов простояли под солнцем на Казахско-Узбекской границе.
На погранпереходе на одной из машин взорвался газовый баллон.
Хлопок.
Вылетает погрнаничная овчарка и улепётывает в степь, а за ней бравые пограничники.
Но хлопнуло так, слабо, скажем так, без огонька...


https://d.radikal.ru/d07/1910/15/559dea4a27da.jpg

Крепость Чилпык
Одна из многочисленных крепостей Хорезма на ВШП.
Эффектное такое военное сооружение.
Возраст около 2200 лет.
Раньше была храмом зороастризма.

https://c.radikal.ru/c31/1910/e7/32d6e3899f9b.jpg

Амударья и оазисы вдоль неё. Так же рисовые поля.
Вид с крепости Чилпык

https://b.radikal.ru/b09/1910/12/d08544ecee1e.jpg

Пустыня.
По другую сторону  от крепости Чилпык.

https://a.radikal.ru/a00/1910/39/76f55eb08a09.jpg

Череп какого-то бедолаги. Вернее его половинка.

https://c.radikal.ru/c10/1910/ac/d39b96b6bc63.jpg

Крепостные стены Хивы.
Хива древний город, столица Хорезма.
По легенде основал сам Сим, сыночка библейского Ноя.
Возраст около 2500 лет.

В настоящее время древнее ядро города Ичан-Кала очень хорошо сохранилось.
Покупаешь билет на два дня и можешь осмотреть все 16 музеев и все исторические объекты.
А их много.

https://d.radikal.ru/d04/1910/80/60a875c8156d.jpg

Минарет Кальта-Минар.
Вернее его часть. Визитная карточка Хивы.
Когда-то один крутой и очень богатый мужик решил построить самый красивый и самый высокий минарет,
но увы помер, а желающих достроить не нашлось. Но даже в такой краткой форме эта штука поражает воображение,
своей архитектурой и отделкой. Внешняя часть отделана глазурированой плиткой и майоликой (кафелем словами простого обывателя).


https://c.radikal.ru/c01/1910/55/3b0157c418b8.jpg

Знаменитые многовековые резные двери.
Неизвестно сколько им лет.
Сколько рук их открывали за эти века.
Всё вырезано из очень плотного карагача.
Каждая дверь -т произведение искусства.

https://d.radikal.ru/d11/1910/68/5dad4c8edf12.jpg

Мечеть.
Типовой стандартный проект для тех лет.
Колонна вырезана из карагача и установлена на подколонник, потому что от воды карагач начинает быстро гнить.


https://a.radikal.ru/a28/1910/4d/6a250482007e.jpg

Ещё одно неповторимое произведение искусства.

https://a.radikal.ru/a35/1910/ae/b4ad037895a4.jpg

Фронтон медресе.
Мадраса - мусульманское религиозное учебное заведение.
Большинство архитектурных творений во всех древних городах - медресе.
По своей планировке выполнены одинаково без изысков и при посещении очередного медресе впадаешь в уныние,
ибо похожи друг на друга, как советские средние школы в лунную ночь.

https://b.radikal.ru/b21/1910/dc/c9149d6eb447.jpg

Мухаммад Рахим-хан II.
Последний независимый хан Хорезма.
Серьёзный такой мужик судя по фото.

https://b.radikal.ru/b35/1910/dc/eae200ef6424.jpg

Русские не дореставрировали, а у хозяев нет ни времени, ни денег, ни желания завершать работы.

https://d.radikal.ru/d37/1910/f1/eaf1ed59a7e9.jpg

Гарем.
Да вот здесь наверху жили и не тужили.

https://b.radikal.ru/b34/1910/f3/7f009baa5578.jpg

Минарет Ислам Ходжи.
Самый красивый минарет Хивы.
Открыт для посещения.
Главное проникнуть в него рано утром пока нет жары и двух тысяч китайских туристов.
А туристов, конечно, очень много.
Троллил японцев.
Находил жертву, представлялся и о том о сём докладывал.
Японцы аж взвивались в воздух и широко открывали глаза - в центре Средний Азии большая белая обезьяна ужасно говорит по-японски.
Но говорит же!!!!

https://d.radikal.ru/d39/1910/5a/bf729fd5435c.jpg

Красавица Хива вид с минарета Ислам Ходжи.

https://a.radikal.ru/a16/1910/07/f2dff0eeafd5.jpg

В Хиве невероятное число очень красивых женщин.
Явно иранские, я бы сказал, более талышские корни.
Очень выразительные глаза.
А у некоторых они синие....

https://b.radikal.ru/b24/1910/a0/0cdd89215d80.jpg
И такого добра сотни километров пути.

Отредактировано Cfif (10.10.2019 21:03:50)

5

Re: Великий шелковый путь. Средняя Азия 2019

Узбекистан.
Каракалпакия. Кызылкумы.Нукус.Крепость Чаплык.Хива.Бухара.Самарканд.Ангрен.Ферганская долина.

Бухара.

Бухара абсолютно не похожа на Хиву.
Здесь только туристические кварталы, где в кафе, приветливо улыбаясь, вас сразу начинают обсчитывать в 3-4 раза.
И все мечети и храмы заселены торговцами.
Так и хочется на манер Иисуса всех взять и прогнать поганой метлой, чтобы не оскверняли святыни.
Но в Бухаре самая прелесть и изюминка, это старые кварталы.
Узкие петляющие улочки, в которых можно заблудиться.
Хозяйки, которые утром угощают испуганных туристов свежей домашнейй выпечкой.

https://d.radikal.ru/d11/1910/b7/6e78c5fb7582.jpg

Очередное клоновое медерсе

https://b.radikal.ru/b03/1910/f2/05e1e501b5ff.jpg

Река Зарафшан.
Здесь раньше набирали воду жители древней Бухары.

https://b.radikal.ru/b12/1910/35/d54631c302dc.jpg

Видели мы шведские, монгольские, казахские и прочие свадьбы.
Теперь повезло, увидели узбекских жениха и невесту.

https://b.radikal.ru/b02/1910/25/af178100323d.jpg

https://b.radikal.ru/b40/1910/fa/1da46ae29e9e.jpg

https://a.radikal.ru/a31/1910/8a/fe0decc3ae21.jpg

https://a.radikal.ru/a03/1910/02/248d826bdfac.jpg

https://c.radikal.ru/c19/1910/cc/06923db71e7b.jpg

Крепость Арк.
По легенде создателем был эпический герой Сиявуш.
Этот парень как всегда влюбился в не ту девушку с неправильными родителями.
Древние были людьми не гуманными, и вместо того, чтобы просто отвадить бедного парня,
батяня девушки решил поглумиться и поставил задачу построить дворец на земле размерами с бычью шкуру.
Но Сиявуш решил не связываться с ипотекой, порезал шкуру на тонкие ремни и забабахал Цитадель Арк площадью в четыре гектара.

Честно говоря, построил её без всяких добств.
Экскурсовод жаловалась, что им и девушкам из музей для чая и туалета каждое утро
приходится тащить с собой пятилитровки воды, как в стародавние времена.
Воду таскали наверх ( а наверху жили-были три тысячи человек и куча лошадок) в мирное время через площадь, в военное по подземным ходам.

https://b.radikal.ru/b20/1910/f0/4c4fa21b44f5.jpg

Вот здесь и сидел весь такой распрекрасный эмир Бухары.

https://a.radikal.ru/a14/1910/78/b0cfeecc8f57.jpg

https://d.radikal.ru/d02/1910/93/b0e0e8b84e3d.jpg

https://a.radikal.ru/a35/1910/cb/5495a40dc4e8.jpg

https://a.radikal.ru/a32/1910/ea/18cb37202528.jpg

https://c.radikal.ru/c11/1910/05/787a98dd0516.jpg

https://a.radikal.ru/a30/1910/4b/34a7e3ba3f96.jpg

Фантастически вкусный инжир по цене около 30 рублей за килограмм.
У нас такого нет.
Немец в столовой отеля взял такой, разрезал его пополам, аккуратно выбрал ложечкой и ещё пытался плеваться семечками.
Тёмный народ, дикий, тевтонцы одно слово...

https://c.radikal.ru/c38/1910/9b/f5cf55906579.jpg

Ужасно вкусные лепешки. Не понимаю, как они умудряются их выпекать, но хлеб получается слоеным, соленым, нежным и хрустящим одновременно.

https://b.radikal.ru/b30/1910/94/af360287f9d0.jpg

Не помню как это строение называется, но утверждают что это самое древнее архитектурное сооружение в Средней азии.
Так как стоит вдали от туристических троп, то превращается в свалку.

https://a.radikal.ru/a36/1910/91/20febc3fc926.jpg

Мавзолей Саманидов 8-9 век.
Ещё одно из сооружений, которое узбеки тысячелетиями наблюдали как оно разрушается, а теперь хают ужасных русских
за отвратительную реставрацию.

https://b.radikal.ru/b27/1910/bb/737c60e7cb93.jpg

Ещё одна древность, которая оказалась в старом квартале и куда не захаживают туристы.
Стоит себе, ветшает, разрушается.
А ведь это редчайшая редкость, древняя древность, история государства...
В 400-450 метрах находится здание правительства Бухары, в надцать этажей, с флагом размером с баскетбольное поле.
Но из окон это медресе не видно.

https://a.radikal.ru/a33/1910/d2/0782552bdb35.jpg

Рядом такая же заброшенная мечеть.
И если в Хиве ещё утром, днём и вечером поют муэдзины, в Бухаре уже молчок.
Ну конечно же, там под минаретами сидят и считают прибыль.

https://c.radikal.ru/c04/1910/df/3dee82d6fd05.jpg

Шелковице почти семьсот лет. Говорят что это не предел, бывает и тысячелетние.

Отредактировано Cfif (10.10.2019 22:11:37)

6

Re: Великий шелковый путь. Средняя Азия 2019

класс!!!! Александр, больше фото! больше описания быта населения! Очень нравится, как ты описываешь жизнь местного населения во время своих путешествий!

7

Re: Великий шелковый путь. Средняя Азия 2019

Узбекистан.
Каракалпакия. Кызылкумы.Нукус.Крепость Чаплык.Хива.Бухара.Самарканд.Ангрен.Ферганская долина.

Самарканд.

Самарканд один из трех известных городов, которому больше 3-х тысяч лет.
К сожалению, на просмотр всех его достопримечательностей времени совсем не хватило.
Я как бы был участником дорожного движения в разных городах мира, и уж думал, что безумнее Улаан-Батора ничего не может быть.
Ошибался...
Скажем так, в Самарканде очень насыщенное дорожное движение.
Было решено пересесть на такси, которые составляют наверное 50-60% от общего количества авто.
Город достаточно большой. Но стоимость такси в любую точку города одинакова  - около 35 рублей с человека.
Такси в "Пятом элементе" помните?
Ну вот приблизительно так и ехали только без стрельбы и погони.
За время поездки таксист, большую часть смотрел на симпатичную  блондинку на заднем сидении вместе со мной, а другую часть
цитировал суры из Корана.

https://c.radikal.ru/c14/1910/a9/9c9cb1f0c12e.jpg

https://d.radikal.ru/d37/1910/4e/c606998cff17.jpg

Площадь Регистан.
Величайшее из мест на этой планете.

https://a.radikal.ru/a32/1910/cb/713af28cb3b0.jpg

Минарет Медресе Шердор.

https://b.radikal.ru/b27/1910/9c/73d2eaed830d.jpg

Медресе Шердор 16 век

https://c.radikal.ru/c13/1910/fe/a83e68537152.jpg

Медресе Шердор внутренний двор

https://a.radikal.ru/a27/1910/0c/60e32f4a4d07.jpg

https://b.radikal.ru/b25/1910/94/5f1b586c1e04.jpg

Медресе Улугбека 14 век
Мирзо Улугбек - средневековый учёный астроном.
Ещё в 1437 году был составлен Гурганский зидж - звездный каталог 1018 звезд.
И теперь когда вы слышите такие до боли знакомые названия как Ахернар, Шедар, Мицар, Альдафирах ....
то это всё взято отсюда, из глубины веков.

https://d.radikal.ru/d09/1910/e6/50f53bb2c1d7.jpg

Купол мечети Тилля Кари

https://c.radikal.ru/c19/1910/75/f6d4d9808d90.jpg

Внутри мечети.

https://a.radikal.ru/a40/1910/7e/b4ecc2793e5f.jpg

Фотография не может передать всю красоту этого творения человеческих рук.

https://b.radikal.ru/b41/1910/47/9839fb8c2788.jpg

https://b.radikal.ru/b11/1910/e0/eb36d1076203.jpg

https://c.radikal.ru/c17/1910/1b/ffa08382e78a.jpg

https://d.radikal.ru/d21/1910/7f/0124dd24b7bf.jpg

Мавзолей Тамерлана Гур-Эмир.
Мы там немного повздорили с экскурсоводами.
Типа русские вопреки британским планам экспансии на восток расширили границы своей Империи и захватили Узбекистан.
И они, захватчики, тут же стали вести археологические раскопки и восстанавливать лежащие в пыли руинами все эти средневековые
мавзолеи. На которые местным было просто напросто в течение столетий наплевать.
Ну а потом строить дороги, железнодорожные станции, школы, систему ирригационных каналов.
Короче, сволочи.
Ну а Тамерлан, он молодец.
Предал огню и мечу всё в радиусе 2000 и более километров.
И это правильно. Он национальный герой, так и нужно делать.

https://a.radikal.ru/a06/1910/62/dbe941ce2439.jpg

https://a.radikal.ru/a28/1910/b8/6d8c2b20938b.jpg

https://b.radikal.ru/b40/1910/db/b6759eabb411.jpg

https://d.radikal.ru/d20/1910/65/bcfa5ce9a596.jpg

https://b.radikal.ru/b28/1910/c8/fcb5095e2875.jpg

https://d.radikal.ru/d18/1910/da/ebc973fbac04.jpg

https://d.radikal.ru/d00/1910/4c/f6c418457960.jpg


Выход на Ферганскую долину.

https://b.radikal.ru/b14/1910/e4/7e369dac000b.jpg

Хлопковые поля практически везде.
Собирают почему-то вручную.
Пришли к выводу, что незанятого народа слишком много, а сельхозтехника и топливо слишком дорогие.

https://c.radikal.ru/c13/1910/b9/efab0d30ac0c.jpg

https://a.radikal.ru/a11/1910/37/b7f472e90a55.jpg

https://b.radikal.ru/b05/1910/1e/f4c1856c1546.jpg

Стада практически на каждом шагу.
В один распрекрасный раз боднул правой стороной бампера корову.
А что, она сама первая начала!

https://a.radikal.ru/a18/1910/5c/f992f7376d02.jpg

https://d.radikal.ru/d33/1910/c0/929c3f532b89.jpg

А вы тоже правильно прочитали название города "Коканд"?

Отредактировано Cfif (10.10.2019 22:06:48)

8

Re: Великий шелковый путь. Средняя Азия 2019

Киргизия.
Ош-СараТаш-Ош-Жалалабад-Талас

Алайский хребет Памир-Алайской горной системы.


Всю Киргизию думал об одном.
Тысячи человек годами прутся на долбаный разрекламированный какими-то людьми без вкуса и запаха Ах-Алтай, а здесь под боком
совсем рядом потрясающая горная страна. Уровень Кавказа и местами чем-то сильно попахивает Норвегией. А где-то неповторимо и несравненно. Головокружительные горные хребты, высоченные перевалы, реки, озёра и ко всему этому бесценному добру проведены отличные автомобильные дороги.
Молодые складчатые горы, острые пики, разноцветные глины практически всех возможных оттенков.
Каждая вершина красавица.
Каждый склон произведение искусства.
Старый памирский тракт - самая высокогорная дорога на территории бывшего СССР.
Второе место в списке самых красивых дорог в мире.
В реках ещё полно форели.
Вдоль обочин ещё не валяется упаковка и бутылки.
В придорожных харчевнях дешевая и вкусная великолепно приготовленная пища.
В каждом посёлке заправка.
У нас сложилась легенда что давным-давно в стародавние времена все заправки в Узбекистане собрались в стаю и переселились в Киргизию.


https://b.radikal.ru/b02/1910/91/ab3d369e8a9b.jpg

"Марс" практически на каждом шагу.

https://a.radikal.ru/a30/1910/df/8eb0a4adf8ba.jpg

https://a.radikal.ru/a00/1910/10/9b237a51fe78.jpg

https://c.radikal.ru/c19/1910/48/4a2b9d915012.jpg

Перевал Талдык самый "невысокий" на Старом памирском тракте.
Далее на Таджикистан есть Кызыл-Арт 4280 м и Акбайтал 4655 м.
Но для Соболя и так неплохо.
На три тысячи шестьсот вытянул без проблем, но лошадей 50-60 лишних бы не помешало.

https://d.radikal.ru/d09/1910/d8/2e4b93d385fe.jpg

На перевале реально начинает чувствоваться недостаток воздуха и кружится голова.
Вода закипает быстро, но не такая горячая как хотелось бы.

https://c.radikal.ru/c17/1910/d3/694abb016016.jpg

Памир. Пик Ленина 7134 метра.
Со стороны Алайской долины смотрится как обычный трехтысячник.
Недалеко село Сары-Могол откуда альпинисты выходят к горе.
С точки съемки до вершины по прямой 30-32 км.


https://d.radikal.ru/d19/1910/68/26efd293d74b.jpg

Чой-Алайский хребет и Алайская долина.

https://d.radikal.ru/d30/1910/48/f028e16b6849.jpg

Вся Средняя Азия в этом году наводнена голландцами в различной транспортной форме.


https://b.radikal.ru/b20/1910/4f/28048b6ef873.jpg

https://a.radikal.ru/a39/1910/b0/0beca7315a88.jpg

https://c.radikal.ru/c37/1910/c9/dc8048749543.jpg

https://c.radikal.ru/c24/1910/7a/3cc3a5117f30.jpg

Отредактировано Cfif (09.10.2019 21:24:33)

9

Re: Великий шелковый путь. Средняя Азия 2019

Киргизия.
Ош-СараТаш-Ош-Жалалабад-Талас

Тянь-Шань

https://c.radikal.ru/c43/1910/13/ab4bafcec747.jpg

Там 4-5 тысячники на горизонте, если что.
Когда-нибудь продам свою вторую почку и куплю хороший фотоаппарат с хорошими объективами и фильтрами.


https://d.radikal.ru/d42/1910/d4/3f764588d42c.jpg

Горная дорога на Нарын.
Мы честно пытались проехать со стороны Желалабада по этой дороге, и ушли на 120 километров из 450 возможных в горы.
Но оказалось, что перевал закрыт. Со стороны перевала ни одного транспорта, хотя в интернете эта дорога описывалась
как одна из самых оживленных и несомненно живописных туристических магистралей.
Оползни и размытые участки дороги подтвердили мысль, что лучше повернуть обратно.
О чём не пожалели.
Была бы с нами хотя бы ещё одна подготовленная машина, можно было бы рискнуть.

Самое интересное, что в августе Сергей из г. Сарова пишет что прошел эту дорогу на Киа Рио.
Мы так посидели, подумали насчёт этого и пришли к выводу, что вероятнее всего прошли сильные дожди.
Какой-там Киарио, мы на Соболе с МТ-резиной  местами еле проехали...

https://c.radikal.ru/c18/1910/fb/0a0a53f390a4.jpg

Река из красной глины

https://d.radikal.ru/d03/1910/18/66f0999ead8e.jpg

https://b.radikal.ru/b41/1910/35/5d61b3ae10ad.jpg

С водой явно что-то не так.
Это, к сожалению, не озеро, а водохранилище, которое наполняет одна из главных и живописных рек - Нарын.
Вся вода снеговая и ледниковая. Цвет просто неестественный для водоёма.

https://c.radikal.ru/c32/1910/47/cc6d7a39bcf6.jpg

С высоты заметили посереди водохранилища серую стайку рыбёшек.
При приближении трансфокатором, стало ясно что длина их может колебаться от 1,5 до 2-х метров.
Возможно и более.

https://c.radikal.ru/c25/1910/5f/f66edfb344d4.jpg

Очередная ночевка.
Как оказалось что стали на старой дороге.
Кто знает, может быть именно здесь и тянулись караваны ВШП.

https://b.radikal.ru/b43/1910/ea/842015273888.jpg

https://b.radikal.ru/b23/1910/d2/3f824e585128.jpg

https://c.radikal.ru/c20/1910/0c/2a252493b684.jpg

https://c.radikal.ru/c11/1910/ad/f32d9b0e5c1b.jpg

Ещё одно живописное водохранилище.
Жаль, конечно, что не озеро.
Вдоль него 50 километров проехали за 2,5 часа, через каждые пять минут выскакивая с фотоаппаратом.

https://c.radikal.ru/c14/1910/79/9ca3aa7c401a.jpg

Горы как нарисованные.
Человек с художественным вкусом и талантом с мольбертом в руках наверное остался бы там навсегда.

https://b.radikal.ru/b12/1910/4d/590dd7a9cbf2.jpg

https://b.radikal.ru/b19/1910/61/b910e4fc41de.jpg

https://b.radikal.ru/b02/1910/26/b8d4ca4ab3b2.jpg

https://b.radikal.ru/b14/1910/d6/01bfeb8d0bfa.jpg

Вершины совсем рядом.
До полосы снега чуть меньше километра.

https://b.radikal.ru/b37/1910/16/8508415792fe.jpg

Перевал Отмок 3326 м.
Т.к. это уже севернее на 300 километров то в отличие от Талдыка просто завален снегом.
Впечатления невероятные.
Два дня назад в пустыне парились от жары, а сегодня кругом уже пустыня снежная.

https://d.radikal.ru/d23/1910/5a/d669eb37fc5a.jpg

Не понимаю, может быть дизелям не хватает воздуха, либо все фуры груженые, но все коммерческие автомобили еле ползут в горку.

https://d.radikal.ru/d28/1910/de/7f1132768463.jpg

Что они здесь кушают абсолютно непонятно: снег, асфальт, камни?

https://d.radikal.ru/d25/1910/97/63775774b633.jpg

https://b.radikal.ru/b41/1910/a8/2ab63f25a372.jpg

https://c.radikal.ru/c08/1910/f2/ac27c33a9dfe.jpg

По великолепию ставлю Старый памирский тракт на первое место даже впереди Атлантической дороги.

https://d.radikal.ru/d10/1910/fd/4e399c300ad7.jpg

Перепад в несколько минут и несколько сотен метров и жизнь снова бьёт ключом и кушает травку.

https://a.radikal.ru/a42/1910/23/8dc6e1c3eee9.jpg

Таласская долина.
В 751 году в этом месте, как вы знаете,  произошло крупное сражение между арабами и китайцами.
Грандиозное столкновение цивилизаций, как пишут историки.
В этом месте эти ребята "дошли до точки": арабы перестали двигаться на восток, а китайцы - на запад"

Отредактировано Cfif (14.10.2019 17:02:39)

10

Re: Великий шелковый путь. Средняя Азия 2019

Казахстан.
Кипчакские (Половецкие) степи-Сауран-Санганак-Туркестан

https://b.radikal.ru/b17/1910/9e/fe2e9f626558.jpg

Проезжали мимо цементного завода.
Взрыв на территории цементного завода. Запланированный или нет разбираться не стали.

https://d.radikal.ru/d31/1910/68/a056d38bec01.jpg

Городище Сауран 6-17 век.

https://a.radikal.ru/a17/1910/f4/91858d1f0ef4.jpg

Практически все стены крепостей сложены из необожжного сырцового кирпича и со временем всё это добро превратилось в
глиняные холмы. Сауран оказался очень большим по величине городом. Лишь небольшая часть раскопана.
Остальная территория ещё хранит свои тайны и сокровища.

https://a.radikal.ru/a07/1910/28/a5c9ec0d106d.jpg

https://a.radikal.ru/a12/1910/84/31e9226b318b.jpg

https://c.radikal.ru/c19/1910/b7/d630ea627ee2.jpg

Поверх и внутри культурного слоя черепки и осколки керамики, много костей животных.
И то и другое есть старое, а есть очень старое.
Периодически встречаются прослойки золы, видно сколько раз город подвергался нападению.

https://b.radikal.ru/b30/1910/a9/ba049ffeffee.jpg

Раскопанное добро, место которому в музее под стеклом, всё под открытым небом.


https://c.radikal.ru/c04/1910/a7/80c55186913f.jpg

https://d.radikal.ru/d42/1910/f1/5546a2f6bba9.jpg

Сырдарья неплохое место для рыбалки.
По легендам здесь водятся крупные сомы.
Случайно наткнулся на описание снасти: "Возьмите небольшого трехкилограммового сазана в качестве живца..."
Однако при всей жаре купаться не рекомендуется.
У реки двойное дно: под небольшим слоем глины течет вторая река.
Ну и змей вдоль реки достаточно много.
Кстати, ядовитых и очень очень быстрых.

Отредактировано Cfif (10.10.2019 23:06:57)

11

Re: Великий шелковый путь. Средняя Азия 2019

Казахстан.
Город Байконур. Космодром Байконур.


Байконур самый настоящий кусочек другого государства в Казахстане.
Граница города - самая настоящая граница с контрольной полосой и колючей проволокой в два ряда.
На контрольно-пропускных пунктах полноценная проверка документов и иногда машин.
В самом городе постоянно ловишь себя на мысли, что ты просто в одном из районов Москвы, и лишь из окон многоэтажки
видишь, что кругом бесконечная степь.
Куда не ступи, везде История покорения человеком космического пространства.
И когда около очередной ракеты задаёшь жене вопрос "Что это за ракета?", а она уже спокойно отвечает: "Это Протон! У него нет морковок"
Понимаешь, что даже простой дворник на улице это тоже часть громадной космической мозаики.

https://c.radikal.ru/c09/1910/17/e8ade7e24ff1.jpg

https://b.radikal.ru/b16/1910/7e/d5dc4e279002.jpg

Редкий пост про путешествие на Байконур, а обычно про мимо Байконура, с недоуменными восклицаниями
"Оказывается Байконур закрытый город!!" или "Мы ехали-ехали, а на Космодром нас почему-то не пустили!"
обходится без снимков узла связи "Сатурн", единственный объект инфраструктуры космодрома, который отлично виден с дороги.
И мы его тоже запечатлели на память.

https://a.radikal.ru/a23/1910/34/dfdaafd47e18.jpg

Знаменитая гостиница для космонавтов.

https://d.radikal.ru/d17/1910/10/f081cdc2fcac.jpg

https://d.radikal.ru/d14/1910/7b/04f4457fb790.jpg

https://d.radikal.ru/d32/1910/88/f00d167f44c7.jpg

https://c.radikal.ru/c09/1910/7a/9414b3319c84.jpg

https://a.radikal.ru/a19/1910/30/fc901aaaf99c.jpg

После неудачного запуска ракеты Н1 лунной программы.
Вообще конечно все это интересно.
В музее Байконура сохранились рисунки, на которых изображен и лунный модуль, и лунный автомобиль
для космонавтов. Оказывается луноход первоначально должен был быть использоваться как средство передвижения
именно космонавтов по поверхности Луны. Спереди у него была небольшая площадка и поручни.

https://c.radikal.ru/c07/1910/78/f0f3e6137f4a.jpg

https://d.radikal.ru/d10/1910/5e/2cece7a4648b.jpg

Домик Гагарина, в котором он жил перед стартом.

https://c.radikal.ru/c20/1910/5f/ec0301dd6639.jpg

Комната и кровать Юрия Алексеевича.

https://c.radikal.ru/c33/1910/72/d65518f8bd2d.jpg

Великие цивилизации оставляют великие памятники своего могущества.

https://d.radikal.ru/d42/1910/b0/80ff7bbcfafd.jpg

В кабине Бурана
Много лет назад этот человек принимал участие в разработке тепловой защиты для этого космического корабля.

https://c.radikal.ru/c09/1910/96/36ea14caf09d.jpg

С экипажем Airbus А321.
Дамира вся эта слава явно достала.
Однако весь экипаж очень дружелюбно относится ко всяким психопатам, которые умоляют с ними сфотографироваться.
Очень хорошие люди. Не зря им дано было попасть в переделку и выжить.
Известность их нисколько не испортила.

https://d.radikal.ru/d16/1910/5b/ee6cb6a8ca20.jpg

Хаззаа Аль Мансури, Олег Скрипочка и Джессика Меир.
Видели их уже в скафандрах в автобусе.
А там не разберешь кто и где.
Вообще этот космодром царство суеверия: смотрят "Белое солнце пустыни", писают на заднее колесо автобуса...
А вы тоже не знали что при посадке в космический корабль космонавтам отвешивают поджопник?
Ну и 24 октября всегда нерабочий день?

https://c.radikal.ru/c20/1910/92/35b6fad60959.jpg

За два часа до старта экипажи едут к стартовому комплексу.
Нас попросили не снимать и не выкладывать объекты космодрома.
Как мне кажется на этом снимке ничего лишнего нет.

https://b.radikal.ru/b40/1910/f0/1dc17cfccac9.jpg

Оранжевая штука по центру ТПК Союз МС-15.
Последний запуск ракеты-носителя "Союз-ФГ" и  последний пуск с Гагаринского старта.

Отредактировано Cfif (09.10.2019 22:42:54)

12

Re: Великий шелковый путь. Средняя Азия 2019

default/popcorm1

Отредактировано tarasrom (28.10.2019 05:58:58)

13

Re: Великий шелковый путь. Средняя Азия 2019

Небольшой технический аспект мероприятия.
Меня здесь спрашивают, по поводу высоких внешних температур и перевалов, на тему традиционного перегрева Газелеобразных с бензиновыми двигателями.
Однозначно, ещё до Монголии проводилась соответствующая работа. Во-первых, установлены два принудительных кажется 12-ти лопастных вентилятора, с автоматическим и ручным включением-отключением. Во-вторых, в двигателе все технологические отверстия на блоке и ГБЦ были тщательно очищены от дефектов литья и расширены до максимально возможных сопрягаемых размеров. В-третьих, установлен водяной насос с большей производительностью. В-четвертых, выброшена родная электромуфта и установлена вискомуфта от иномарки. В-пятых, была серьезно доработана ГБЦ. Одной из серьезной проблем двигателя ЗМЗ является перегрев и как следствие пробой прокладки ГБЦ в зоне 4-го цилиндра. Если изучить схему циркуляциии  ОЖ в двигателе, то видно, что в районе 4 го цилиндра получается тупик, за счет чего снижение циркуляции со всеми вытекающими. Такой же косяк характерен на моторах третьего и пятого Ховера, например. Если бы вы когда-нибудь работали с переборкой моторов, то циркуляция жидкости через ГБЦ организована сквозная, и патрубки используются минимум 36 мм в диаметре, а на не 18-22 как на ЗМЗ. Самое интересное, что первоначально патрубок в районе задней крышки ГБЦ был конструктивно запланирован, на крышках моторов ранних выпусков там есть необходимые приливы. Почему в последствии этот патрубок убрали - вопрос к заводу -изготовителю.
Самое интересное, что за неделю до выезда в очередной раз потёк очередной знаменитый и всеми желаемый "медный" оренбургский  двухлетний двухрядный радиатор. Плюнул на это дело и купил цельноспаянный алюминиевый наш питерский, про который только ленивый не пишет в интернетах, что алюминиевые на газелях не работают.
Другими словами, ни в пустыне ни на перевалах автоматические внешние вентиляторы даже не срабатывали. Машина не перегревалась.
Вообще мы были жутко удивлены, что в этот раз старый Соболь прошел маршрут без поломок, более того - мелких поломок вроде мелких течей ОЖ и регулировок передних ступичных подшипников, которые так откровенно доставали в Монголии. Хотя около тысячи пятисот километров нагрузки на него были почище монгольских.
Серьезной проблемой стал момент, когда после Кендир Лисора перестали нормально открываться-закрываться двери, а в дверях багажника механизм просто стал колом. Это произошло как всегда в самый нужный момент, когда нужны вода, бензин и еда. Мелкая-мелкая пыль набилась во все доступные механизмы и там, смешавшись со смазкой замков и направляющих сдвижной двери просто сцементировалась в куски, которые не давали механизму двигаться. В багажнике пришлось механизм выломать ибо солнышко печёт, а ехать как бы надо (почему-то запасной механизм у меня был с собой).

Отредактировано Cfif (18.10.2019 08:01:39)

14

Re: Великий шелковый путь. Средняя Азия 2019

очень красивые фото и взгляд. спасибо!


Мезмай головного мозга

15

Re: Великий шелковый путь. Средняя Азия 2019

Cfifdefault/good3  default/good3  default/good3

Re: Великий шелковый путь. Средняя Азия 2019

Как всегда, отчет шикарен! Читал с удовольствием! Фотографии какие-то прям реальные, передающие атмосферу и пространство. Не всегда такое получается при фотографировании default/good3  default/good3  default/good3
Из моих личных пожеланий: больше букав! Слог у тебя хороший, читается легко. И информация всегда интересная и полезная.


...и всё-таки Лазаревское - это хорошо!!! (с)дядя Миша

17

Re: Великий шелковый путь. Средняя Азия 2019

дядя Миша,
поехали. я стока букв знаю про эти места, что слушать устанешь default/cool


Мезмай головного мозга

Re: Великий шелковый путь. Средняя Азия 2019

Поедем! Надо собрать команду и хорошо поработать над тем, чтобы отпуск получился на 3 недели минимум...


...и всё-таки Лазаревское - это хорошо!!! (с)дядя Миша

19

Re: Великий шелковый путь. Средняя Азия 2019

Надо ехать!!!

20

Re: Великий шелковый путь. Средняя Азия 2019

дядя Миша,
вон и команда уже подтягивается default/lol


Мезмай головного мозга

Re: Великий шелковый путь. Средняя Азия 2019

Вау!!!  default/lol  default/beer  default/yikes Обязательно едем!!!
Лариса, это шутка года!!!  default/good3  default/good3  default/good3


...и всё-таки Лазаревское - это хорошо!!! (с)дядя Миша

22

Re: Великий шелковый путь. Средняя Азия 2019

на Зорях обсудим default/cool  default/yes3


Мезмай головного мозга

23

Re: Великий шелковый путь. Средняя Азия 2019

Cfif, два вопроса:
1) возможно ли простым смертным (без знакомого внутри) получить пропуск в г.Байконур?
2) почему решили не заезжать в Таджикистан?

Отредактировано willy (18.10.2019 18:09:37)

Re: Великий шелковый путь. Средняя Азия 2019

Есть же туры в Байконур - значит можно!


С уважением, Александр.

25

Re: Великий шелковый путь. Средняя Азия 2019

Как показала практика, то только после окончания путешествия узнаёщь о том, что надо было посмотреть и как ехать.
Например, сейчас я бы воспользовался бы другим маршрутом для посещения плато Устюрт - через Азербайджан.
Естественно попутно забирая Дагестан и, может быть, Иран.
А там из Баку на пароме через Каспийское море в Актау.
Да, паром немного дорог (около 350$ с машиной), но и 2500 км от Краснодара до Устюрта не самая развеселая дорога в мире.

https://a.radikal.ru/a08/1910/26/f115e104ef2f.jpg


Хотя надо сказать, что именно на этой дороге мы увидели одну неповторимую вещь.
Остановились в степи где-то километрах в 70-80 от Элисты среди соляных озёр.
А ночью увидели ТАКОЕ звездное небо, которое никогда и нигде не видели.
Я как-бы был во многих районах без жилья и, следовательно, паразитной засветки, и в разное время года.
Но небо этой ночи наверное было максимально чистым и прозрачным, а звезды светили максимально ярко и были различимы невооруженным глазом.
Такие объекты как Мицар легко просматривался и даже Туманность Андромеды была именно той туманностью  - лёгким слабым пятнышком.
И как показатель, звезды над горизонтом просматривались как обычные звезды по всей сфере от края до края.
Весьма неожиданно, знал бы прихватил бы с собой телескоп.

По поводу плато Устюрт и заповедника.
Там не всё так просто как на первый взгляд.
Нам, к примеру, рассказывали в управлении заповедника, что приехал к ним какой-то джип-клуб в полном составе из какого-то российского города в количестве -надцать машин. И развернули их, не пустили в зону. По причине того, что такая банда нарушит экологическое равновесие района, ну или по другой причине. (Лично я думаю, что по причине, что в некоторых российских городах давно уже разучились разговаривать по-человечески). Ну и поехал всесь этот кагал обратно.
Погода. На плато Устюрт традиционно едут весной и осенью. Ну и летом, если вы идиот.
Но весной там грязюка, местами, выше крыши.
Мы как-то вырулили на одном из чинков на вершину, а грунт стал смещаться чуть ли не вместе со всей вершиной.
Очень неприятное ощущение. Просто породы очень рыхлые.
Грязь глинянная, грязь меловая, много подъемов, спусков - порода идёт хребтами и волнами.
По следам бывших экспедиций очень хорошо видно где сидели.
Плюс очень хорошо видно где засаживались армейские грузовики, которые развозят пограничников вдоль границы с Туркменией.
Хотя с моим детским взглядом на грязевые проблемы это был ужас, ужас, ужас.
Может быть для вас это будет одно удовольствие.

Ну и при планировании путешествия надо учитывать, что кроме плато Устюрт на Мангышлаке много разных интересных объектов.
Полно действительно древних некропополей.
Почему древних, потому что казахи сами живут чёрт знает как, а для погребения выстраивают мавзолеи размерами с дачу Гарика Герминаковича.
И вдоль дороги эти сооружения единственные ориентиры, которые встречаешь в пустыне.
Один из крупнейших - Некрополь Сисем-Ата.
Разные впадины. Одна из которых была самой глубокой в СССР.
Карагие впадина
Ну про гору Шеркала всё ясно.
Мыс Жыгылган .
Айракты Долина замков.
Горная долина Акмыштау
Озеро Саура
Часть посмотрели, часть нет.
Разгуляться есть где.
Но не на одной машине.

Отредактировано Cfif (21.10.2019 09:50:19)