Навеяло чтением масленицы.ру.....:
ТРАКТАТЪ о ДНЕ жЫпера, неправильно именуемом МАСЛЕНИцЕЙ;)
Исконно наш праздник, на что указывают давние обычаи и приметы – как то:
КАТАЛИСЬ всю неделю, начиная с четверга, в последний день, в чистый понедельник, в первую неделю поста. Катались с гор на ледянках, на конях по деревне, на озере. Женщины катали детей - для того, "чтобы лен долгий, хороший вырос".
Праздничная форма катаний - "наперегонки".
- катались круглосуточно и с гор и по деревням и женщины катали….после чего у них дети и появлялись……праздничная форма – тапка ф пол….
Катания РЯЖЕНЫХ - "потешный мужик запрягал лошадь в корыто и ехал, распевая песни"; персонажи ряжения в Масленицу аналогичны святочным, но представлены в сокращенном виде.
- меняем потешный – на нетрезвый, «мужик» на «…………» (вписать ник по своему усмотрению), лошадь на «УАЗ», корыто на УАЗ конкурирующего клуба…..
Одна из обрядовых игр в Масленицу - " шелыга "("хохлатая шелёга"). Ритуальные бесчинства - таскали по деревне соху, лодку (принесут тем, кто дружит между собой), на крыши домов бороны затаскивали.
- вспомнить кого только карапузом не таскали……какая там соха….на новосадовом уже все бараки без крыш стоят
СОЖЖЕНИЕ МАСЛЕНИЦЫ - в последний день. "Хлам" и дрова на костер собирали по деревне. Участники обряда: дети, женщины, старухи. Жгли на поле берещенники, солому, веники, корзины с сеном, снопы, бочки, колеса, часто укрепляя на высоких кольях, жердях, стволах сухих деревьев (сосен). "ЧУЧЕЛО" - пук соломы в платке, завязанном "по-бабьи" и кофте - ставили на дрова, сложенные "колодцем," и внутри зажигали огонь. С заранее подготов-ленным чучелом озоровали на неделе, подводя под окна и пугая, и лишь затем сжигали. К костру подходили старухи и угощали блинами; через костер прыгали; вокруг него ходили и пели долгие песни, плясали (часто также встречается упоминание о пляске на перекрестках). У костра кричали:"Прощай, Маслена ерзовая!", "Гори-гори, Масленца, чтобы не погасла! Куды дым, туды блин, туды Масленка!" и прощались друг с другом. Зажигание костров могло объединяться с катаниями: сооружали ворота, оборачивали их соломой и зажигали, через них проезжали на лошадях. Основные сюжеты песен на Масленицу:
"Дорогая ты наша Масленица, полюбовная наша катаница"
"Дорогая-та наша Масленица да дорогие и гостечки"
"Широкая наша Масляна, дотянися до Петрова дня"
- традиционный ритуал прощания после покатушек…:)
С чистым понедельником связано представление о том, что необходимо как можно дольше спать и позже встать утром, чтобы вырос хороший лен.
- если жЫпер проспит покатушки – то вся природа целей будет…..не только лен
Кульминационным моментом всего празднества были проводы Масленицы. Они совершались в последний день - "прощеное" воскресенье.
Сожжение (похороны) Масленицы происходило за околицей деревни, в поле. В костер бросали не только чучело Зимы, но и разные старые вещи, остатки праздничной еды, что символизировало похороны зимы, всего отжившего, старого, вместе с тем - обновление природы, зарождение весны, новых сил плодородия
- всегда проще закопать чем ехать искать мусорку…..:)
-------------------------
Ничего отрывки не напоминают?:
".....- Ребятенки, ребятенки, давайте тянуть голосенки, кто не дотянет того е-э-э-э-э-э-э-э-э-э... А-а. Дух занялся, сердце захолонуло...
Крики:
- Есть. Есть.
На белоголового парнишку шобонястого, лохмотястого, как-будто птицами расклеванного, всей оравой набрасываются и кусают.
Зудкие, шершавые лошаденки в погремках и праздничной, наборной сбруе шеметом стелются по улице.
- Аг-га. Э-э...
- Ого-го-го.
- Ай, задавили!
Хлесть по Буланому.
- Тсью. Н-но...
Шапка где-то слетела, только башка треплется кудрявая, как корзинка плетеная.
- Рви-вари!
- Х-хе-х.
- Вашу мать...
Девки, бабы, парни, мужики, ребятня. Скрип пьяных голосов. Визг. Ор. Песня. Хрип. Крик. Смех. Гогот. Гульбище.
- Аг-ка-а...
- Пр-р-р. Держи.
- Ха-хо-хо.
Шапка сшиблена, трут снегу в волосы: молодого солят.
- Т-так...
- Погодь...
- Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-о-о-о...
- Жигулевский, темный лес...
- Ромк... Ромка!..
- Мать перемать...
- Э-е-е... Рванул жеребец.
- Ай, налетный...
Только Ромку и видали. За ним всем челеном в Киватский конец ударились. Погамузились у церкви да кишкой назад.
.................
Народу, чисто на ярмарке. Гвалт несусветный.
- Пей, сватушка, пей.
- Ван Ваныч...
- Ы-ык...
- Я е по мурлу жамк...
- Мать перемать...
- Э, пойми...
- Дарья, тюк квашня...
- Ы-ык... То-то...
- Ха-ха-ха-ха-ха.
- Так вашу разъэдак, гыт, а...
- Ван Ваныч, мать твою...
- Ык...
- Ах, куманек...
- Якорь глубины морской...
Чмок. Иван Иваныч горько сморщился, махнул рукавом новой, гремучей рубахи и, всхлипнув:
- Ах, куманек, - клюнул бородой в ковшик с квасом...
- А-а-хм...
- Терпежу нашего нет...
- Мать перемать...
- Кищав, во...
- Догнал е да сашкой по котелку хряск.
- Хо-хо.
- Кищав, не корячься...
- О, Господи...
- Почтенье тебе, как истоптанному лаптю...
- В душу...
- Ешь, брюхо лопнет - рубашка останется.
- Он те с родни...
- Как жин... На одном солнышке онучки сушили
...........................
- Не пеки мую кровь...
- Мать перемать...
- Ни вино винить, - пьянство...
- Га-а-хо-хо-хо-хо...
- Хзяин, сухо...
- Дом у него как вокзал, на все стороны окошки...
- Так и так гоорю...
- Растуды иху, суды иху...
- Сынок, не в жись...
- Брали мы Кеев город... Эх...
- Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха...
- Батарея-то как зачала садить...
.........................
- Поллимона, бат... И стоит...
- Зверь, не лошадь...
- Чох-мох...
- Воз в раскат не пустит. Ни-ни. По гребежку, как щука промызнет.
В глотке: урк-урк-урк.
Грох в ворота. Собака кинулась, хрипло закашлявшись.
- Отец...
- Ы-ы...
- Он на дочь зятем Топорка принял...
- В-ва-у-а-ва-ау-ав-ав...
- Хо-хо-хо-хо...
-------------------------
МАСЛЕНИЦА 2008
........
Понедельник, 3 марта - встреча
В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день встречи, очень жизнерадостны. Да вот, например:
А мы Масленицу встречали,
Повстречали, душа, повстречали,
На горушке побывали,
Блином гору выстилали,
Сыром гору набивали,
Маслом гору поливали,
Поливали, душа, поливали.
Вторник, 4 марта - заигрыш
С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах (помещения для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. Было в почете и другое нехитрое развлечение - катание с обледенелых гор.
Среда, 5 марта - лакомка
Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях вскладчину варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.
Четверг, 6 марта - разгул (перелом, широкий четверг)
На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего (помните пословицу "лежачего не бьют"), вдвоем нападать на одного (двое дерутся - третий не лезь), бить ниже пояса (поговорка есть: удар ниже пояса) или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было "стенка на стенку" (опять поговорка) или "один на один" (как у французов тет-а-тет - "с глазу на глаз"). Велись и "охотницкие" бои для знатоков, любителей таких поединков. С удовольствием наблюдал такие бои и сам Иван Грозный. Для такого случая это увеселение готовилось особенно пышно и торжественно.
Пятница, 7 марта - тещины вечера
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А уж сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодоженам!
Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы (и в этом тоже был тайный смысл). Однако, (как вы, наверное, уже поняли из названия этого дня масленичной недели) самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе).
В некоторых местах "тещины блины" происходили на лакомки, т. е. в среду на масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице.
Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали "тещины вечерки" - приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.
Суббота, 8 марта - золовкины посиделки
Начнем с того, что "золовка" - это сестра мужа. Откуда пошло такое название? Может, от слова зло? Ведь она всегда подмечала в жене своего брата слишком много отрицательных черт, а порой и не скрывала своей неприязни к ней? Что ж, случалось и такое... (но не всегда).
Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных (жены сыновей для матери их мужей были невестками, т.е. пришедшими не отсюда, с их деревни, например, а невесть откуда, - так было принято кое-где раньше: "Не брать в жены своих, местных").
Воскресенье, 9марта - проводы, целовальник, прощенный день
В книге М. Забылина "Русский народ" рассказывается, как еще в начале XVII века иностранец Маржерет наблюдал следующую картину: если в течение года русские чем-то оскорбили друг друга, то, встретившись в "прощенное воскресенье", они непременно приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: "Прости меня, пожалуй". Второй же отвечал: "Бог тебя простит". Обида была забыта.
С той же целью в прощенное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины, молились и поклонялись праху родных.
Масленица называлась еще и Сырной седмицей и была последней неделей перед Великим постом.
Тлк-80
Киа-Соренто